Хотя нет ничего плохого в нескольких ярких рекламных объявлениях на фасадах городских зданий, давайте будем откровенны — их стало слишком много в современном мире. И поскольку эти красочные коллажи привлекают наше внимание, они скрывают красоту архитектуры.
Однако, на этом фронте есть и хорошие новости. Польский портовый город Гданьск (наряду с другими городами, включая Варшаву) побеждает в борьбе с хаотичной рекламой, загромождающей общественную сферу. И все это благодаря местной и национальной версии Закона об охране ландшафта. Это оказало непосредственное влияние на внешний вид улиц, и улучшения уже заметны: с сотен зданий уже сняли рекламу, и они гордо и непринужденно демонстрируют свои фасады.
Заметные изменения
Город Гданьск сильно изменился за последние месяцы после принятия Закона о ландшафте. Почти вся крупноформатная реклама была удалена из центральных районов. Некоторые из баннеров десятилетиями покрывали буквально целые здания, а теперь, наконец, можно увидеть архитектуру, и оказалось, что некоторые из зданий действительно очень хорошо спроектированы.
Эпидемическая ситуация в 2020 году замедлила процесс корректировки, и, конечно, все еще есть некоторые рекламные объявления, не соответствующие новым правилам, однако местные власти постоянно работают над этим, а граждане могут сообщать о незаконной рекламе в Интернете.
Закон об охране ландшафта
Польша приняла Закон об охране ландшафта в 2015 году (хотя, например, в Гданьске есть собственная версия закона). Однако, согласно недавнему отчету, только 32 города из почти 1000 в Польше воспользовались этой возможностью и внедрили такие правила. Более 600 даже не начали работать над этим, а некоторые представители власти даже заявили, что они не заинтересованы в исполнении этих правил.
Опыт Гданьска был воспринят с большим энтузиазмом, и жители других регионов Польши начали требовать от мэров своих городов аналогичных изменений.
По стандартам
Теперь те владельцы бизнеса и поставщики услуг, которые хотят разместить широкоформатную рекламу и вывески магазинов в Гданьске, должны соответствовать определенным эстетическим стандартам. Что это за стандарты, зависит от каждого конкретного района города. Всего таких площадок 8.
Так, например, будет гораздо больше нормативных требований, которые придется преодолеть любому, кто захочет размещать рекламу в центре города, где много исторических зданий и отличная архитектура.
Согласно польским СМИ, одно из правил для рекламы заключается в том, что рекламодатели не могут использовать пластик, в то время как дизайн должен интегрироваться в общую архитектуру, а не конфликтовать с ней.
Более того, большие рекламные щиты больше не могут закрывать окна. На тех, кто не соблюдает правила, налагают штрафы.
Большинство изменений произошло после апреля 2020 года, когда подошел к концу двухлетний переходный период. В течение него после принятия Закона о защите частный и государственный секторы успели адаптироваться к новым правилам.