В 1932 году музыковед Уилфрид Перрет закончил свой доклад Королевской музыкальной ассоциации в Лондоне словами неизвестного профессора греческого языка с музыкальными наклонностями: «Никто никогда не услышит, какова была древнегреческая музыка. Даже в отдаленном будущем мы не узнаем, как звучали их инструменты. Надеяться на это — безумие». Но недавно ученым удалось выяснить, что такое на самом деле древнегреческая гармония.
В чем состояла трудность?
Действительно, древнегреческая музыка долгое время представляла собой сплошную загадку. Но мы знаем, что музыка была очень популярным жанром в классической Греции. Интересно, что большая часть поэзии от 750 до 350 г. до н. э. — стихи Гомера, Сафо и других — сочинялись и для исполнения под музыку, иногда сопровождаемую танцами. Литературные тексты содержат изобильные и весьма специфические сведения о нотах, музыкальных номерах и используемых инструментах. Главным и наиболее популярным инструментом была лира. Не менее известным был авлос, представлявший собой две тростниковые трубы, в которые одновременно дул один исполнитель. Этот инструмент считается предшественником гобоя.
Несмотря на столь разнообразную и богатую информацию, звучание и ритм древнегреческой музыки оставались абсолютно неуловимыми. Это объясняется тем, что музыкальные термины и понятия, найденные в древних источниках, ученые не могут объяснить полностью. И хотя нотная культура у древних греков существовала, и ее можно расшифровать, сохранившиеся источники скудны и фрагментарны. То, что можно было реконструировать на практике, часто звучало довольно странно и непривлекательно, поэтому многие древнегреческие музыкальные произведения считались утраченным искусством. Но недавние открытия в области изучения древнегреческой музыки перевернули представления ученых о том, как древние греки писали музыку.
Новые подходы
Все началось с того, что за последние годы исследователи-техники и специалисты по археологии музыки тщательно реконструировали такие древнегреческие инструменты, как авлос. Таким образом они ближе подошли к тому, как именно звучали эти инструменты, и как их правильно настраивать.
Центральным для античной песни был ритм, а ритмы древнегреческой музыки можно было вывести из такой поэтической структуры, как метр. Метр – это группа слов, объединенных ритмическим ударением. В античной поэзии он основывался на продолжительности слогов слов и был одностопным и двустопным. Несмотря на то что нам неизвестен темп, с которым исполнялись античные песни, часто из самих стихов становится ясно, каким он должен быть. Чтобы мы слышали верный звук, следует выбрать подходящий темп и ритм.
Античная мелодика
А как насчет мелодий и гармонии? Ведь именно они подразумеваются, когда говорят, что древнегреческая музыка утрачена. Тысячи слов о теории мелодии и гармонии сохранились в трудах древних авторов, таких как Платон, Аристотель, Птолемей, Аристоксен… Но только несколько фрагментарных партитур с древними музыкальными обозначениями впервые были найдены во Флоренции в конце 16 века. И эти «обрывки» реальной музыки не давало реального понимания того богатства мелодии и гармонии, о котором мы знаем из литературных источников.
Всего с 1581 года обнаружено около 60 фрагментов с музыкальными записями на папирусе или камне. Их тщательно сопоставляют, траскрибируют и интерпретируют такие ученые, как Мартин Уэст и Эгерт Пельманн.
Как звучала древнегреческая музыка
Самый ранний античный музыкальный документ, найденный в 1892 году, – это часть хора из афинской трагедии Еврипида «Орест». Она долгое время являлась проблемой для музыкантов, главным образом из-за использования интервалов в четверть тона, которые казались абсолютно странными. В западноевропейской музыке используются в основном тона и полутона, меньшие интервалы не воспринимаются нашими ушами.
Но последний анализ учеными этого фрагмента привел к поразительным выводам. Во-первых, исследователи обнаружили специальные элементы, которые указывают на то, каким должен быть мелодический ритм – вверх или вниз. Во-вторых, оказалось, что четверть-тональные музыкальные интервалы функционировали как вспомогательные, а вся композиция была фактически тональной. Это не должно быть удивительно, так как подобная тональность обнаружена во всех документах, где сохранилась древняя музыка более позднего периода, например поздних веков, в том числе и в высеченных в камне дельфийских гимнах.
Исходя из этого, в 2016 году была реконструирована музыка хора из «Ореста» в сопровождении авлоса, при этом был подобран темп, исходящий из метра и содержания слов хора. Эта музыка впервые была исполнена в Оксфорде в июле 2017 года.
Что это значит?
Из всех этих открытий можно сделать оптимистический вывод. Принято считать, что западноевропейская традиция классической музыки начинается с григорианской капеллы IX века. Но реконструкция и исполнение греческой музыки продемонстрировали, что именно античная музыка лежит в основе всей европейской музыкальной традиции.