Не так давно ученые заявили о том, что им удалось открыть «математический ген», передающийся по наследству. Несмотря на то что его изучение пока что находится на начальной стадии, специалисты уверены, что в 25 % случаев с его помощью удается предсказать наличие у ребенка способностей к точным наукам.
Можно ли вычислить склонность к точным наукам?
Именно этим вопросом постоянно задаются детские психологи и педагоги, стремящиеся найти в своих подопечных соответствующие способности и вовремя развить их. Ученые пошли навстречу коллегам и провели исследование коры головного мозга у детей от 3 до 6 лет, чтобы предсказать, какими будут их математические способности в начальном школьном возрасте. В ходе эксперимента выяснилось, что ген ROBO1, который отвечает за склонности к точным наукам, тесно связан с объемом правой теменной коры. Различия в этом объеме позволяют сделать вывод о том, будет ли ребенок увлекаться математикой или же нет.
Основываясь на данном факте, ученые выяснили, что несколько генов ДНК так или иначе связаны с математическими особенностями. Однако до сих пор непонятно, как мозг в процессе своего развития преодолевает существующий разрыв между собственной генетической изменчивостью и стабильными способностями к математике. Соответствующее познание опирается на нейронные системы, находящиеся в активном взаимодействии друг с другом. В ходе эксперимента специалисты по нейробиологии изучали возможную связь между генами, претендующими на то, чтобы отвечать за математические способности, и структурой мозга у детей, еще не обученных точным наукам.
Действительно ли существует ген?
Исследование проводилось на протяжении 6 лет и было разделено на два этапа. После проведения измерения объема коры часть участников эксперимента отпала, оставшиеся продолжили сдавать поведенческие тесты. Далее обе группы были отправлены в школу, где начали изучать математику.
Вскоре выяснилось, что результаты изучения дисциплины участников второй группы, где объем коры был больше, оказались выше, чем у тех, кто вошел в состав первой группы. Это дало исследователям возможность заявить о существовании гена, отвечающего за способность человека к изучению математики.
Как отреагировал научный мир?
Как только стало известно, что количество серого вещества, размещенного в дорсальных частях правой борозды и правой теменной доле, взаимосвязано с результатами математических испытаний, ученые задумались о его возможной наследственности. Ранее ROBO1 уже называли одним из генов, позитивно влияющих на рост неокортекса у мелких животных и грызунов. Исследователи отмечают, что этот ген контролирует миграцию нейронов и оказывает существенное влияние на их пролиферацию.
Возникла теория о том, что существующие различия, заметные в росте теменной коры, можно рассматривать в качестве промежуточного фенотипа, с помощью которого можно выявить ассоциацию между генами в ДНК и способностями к точным наукам. Дети сильнее задействуют теменную кору при обработке данных, однако во взрослой жизни математический анализ происходит в париетальной коре мозга, и на вопрос о том, когда именно данный процесс столь сильно изменяется, ученым еще только предстоит ответить.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание