Война, чума, архитектурные триумфы и страх перед гневом Божьим: загадочная история Византийской империи

Хотя истоки Византийской империи до конца не изучены, о ее упадке известно гораздо больше. История Восточной Римской империи, начиная с ее основания в 324 году до ее завоевания в 1453 году, — это история войны, чумы, архитектурных побед и страха перед гневом Бога.

У разных людей Византийская империя ассоциируется с разными вещами. Некоторые связывают это с золотом: из него делали тессеры (мозаичные кубики) в мозаиках Равенны, фон в иконах, монеты, нити византийских шелков. Для кого-то Византия — это придворные интриги, отравления и множество евнухов. Многие подумают о Константинополе, который теперь стал Стамбулом, и, возможно, вспомнит огромный купол Святой Софии. Все это действительно напоминает Византию, но есть еще много интересного, что можно исследовать.

Война, чума, архитектурные триумфы и страх перед гневом Божьим: загадочная история Византийской империи

История

Трудно определить точку отсчета существования Византийской империи. Началась ли она, когда император Константин перенес свою столицу из Рима в Константинополь в 324 году? Когда город был освящен как языческими, так и христианскими священниками в мае 330 года? Или это началось в 395 году, когда две половины обширной Римской империи были официально разделены на Восток и Запад? Конец же империи наступил 29 мая 1453 года, когда войска османского султана Мехмеда II вошли в Константинополь.

Перенос Константином столицы из Рима сигнализировал о смещении интереса к Востоку. Город расширялся, украшался статуями и предметами искусства со всей империи (некоторые из которых до сих пор существуют), здесь действовал Сенат.

Война, чума, архитектурные триумфы и страх перед гневом Божьим: загадочная история Византийской империи

Распространение христианства

Ряд наиболее важных составляющих характеристик Византийской империи восходит к этой ранней эпохе. Византийское государство было с самого начала христианской Римской империей. После того как Миланский эдикт 313 года положил конец гонениям, Константин продемонстрировал явное (хотя и не исключительное) предпочтение христианству. Он председательствовал на первом Вселенском Соборе в Никее в 325 году, который определил вероучение и рассмотрел ереси, задав тем самым тон для тесных отношений между Церковью и государством. Эта связь нашла отражение в постройке священных зданий, которые Константин воздвиг в своей столице, а также в Палестине (и церковь Гроба Господня, и церковь Рождества восходят к этому периоду), и в ряде реликвий Христа и Богородицы, которые его мать Елена приобрела на Святой Земле и отправила в Константинополь.

Война, чума, архитектурные триумфы и страх перед гневом Божьим: загадочная история Византийской империи

Развитие государства

За одиннадцать сотен лет, которые отделяют первого Константина от последнего императора, Константина XI, в империи произошло много значительных изменений. Сначала расширялась территория государства. С четвертого по начало шестого века Восток процветал: население увеличивалось, города разрастались, а сам Константинополь превратился в крупнейший город Европы с населением более 400 000 человек. Духовный глава города укрепил свои позиции, уступая по значимости только Римскому владыке. Вместе с Александрией, Антиохией и Иерусалимом они сформировали Пентархию, орган власти Церкви, объединявший старшее духовенство пяти престолов.

В это время происходили преобразования. В 395 году Феодосий I (347-395) разделил обширную империю, простирающуюся от Британии до Северной Африки и от Испании до Месопотамии. Демаркационная линия, проходящая примерно от Белграда до Ливии, превратилась в пятом веке в настоящую границу. На Западе гунны и готы наводнили римский мир. На Востоке германские чиновники были интегрированы в правительство и занимали важные посты в государственном аппарате вплоть до царствования императора Зенона (474-491). Восточная империя фактически была продолжением римского государства, хотя основным языком здесь являлся греческий.

Война, чума, архитектурные триумфы и страх перед гневом Божьим: загадочная история Византийской империи

Расцвет Византии

В период правления Юстиниана (527-565) империя стремилась вернуть утраченные территории на Западе в череде долгих войн. Королевство вандалов в Африке было покорено в 533-34, но завоевание Италии заняло почти двадцать лет до окончательного поражения и исчезновения готов в 554-м. В то же время шла почти постоянная война с Персией, хотя имперские победы и территориальные завоевания были не такими решающими, как на Западе. Однако наследие Юстиниана связано и с другими достижениями.

Римское право, основа администрации такой обширной империи, уже было собрано и организовано в середине пятого века. Юстиниан провел обзор этого массивного материала в начале своего правления между 529 и 534 годами. В результате был создан огромный (и чрезвычайно влиятельный) Corpus Iuris Civilis, обновивший предыдущее феодосийское собрание, отсекая все законы, которые больше не считались актуальными, и в то же время добавляя новое. Новые законы были впервые изданы на греческом языке. Фактически это было государство, основанное на римском праве, христианской вере и греческой культуре.

Война, чума, архитектурные триумфы и страх перед гневом Божьим: загадочная история Византийской империи

Юстиниан был также великим строителем. Именно при нем в 537 году после сожжения феодосийской церкви был построен собор Святой Софии. Величественный купол диаметром около 32 метров создавал у современников впечатление, что он свисает с небес. Этот инженерный подвиг был превзойден только в 15 веке куполом Санта-Мария-дель-Фьоре (Il Duomo) во Флоренции. Оригинальное украшение собора Святой Софии не было фигуративным: мозаики с геометрическими узорами, глубоко вырезанные капители с монограммами императора и его печально известной жены Феодоры, а также взаимодействие цветного мрамора на стенах и тротуаре — все это было разработано так, чтобы отражать свет, пронизывавший пространство из множества окон.

Юстиниан не только украсил свою столицу новыми зданиями; он построил или восстановил большое количество зданий по всей своей обширной империи. Одним из самых известных является монастырь Святой Екатерины на Синайской Горе, который до сих пор действует.

Падение

Юстиниан ясно видел себя представителем Бога на земле. Он стремился к порядку и не терпел инакомыслия. Академия в Афинах была закрыта, Олимпийские игры и загадки в Элевсине давно прекратились, и примерно в это время Парфенон в Афинах был преобразован в христианскую церковь. Объединенное видение Юстиниана христианской империи таким образом отражало мир Средиземноморья, пронизанный морскими и сухопутными коммуникациями. Это объединение, однако, позволило путешествовать не только людям и товарам. Бубонная чума впервые вспыхнула в пандемической форме в 541 году и прошла по всему Средиземноморью, что привело к резкому демографическому спаду, который ощущался сильнее всего в прибрежных городах. Весной 542 года за четыре месяца Константинополь потерял, возможно, до 20 процентов своего населения.

В конце правления Юстиниана империя начала рушиться в результате как демографических потерь (от чумы и длительных войн), так и экономических трудностей, вызванных этими двумя факторами, и из-за стоимости крупномасштабного строительства. К началу седьмого века большая часть восстановленной территории была потеряна. С 580-х годов славяне начали заселять Балканы, постепенно выводя фактически весь полуостров из-под византийского контроля в течение следующих двух веков.

Война, чума, архитектурные триумфы и страх перед гневом Божьим: загадочная история Византийской империи

Войны

Ираклий (ок. 610-641), став императором, попытался навести порядок. Однако с этим были связаны определенные трудности. Персы захватили Сирию, Египет и Палестину в период между 613 и 619 годами, вынесли Истинный Крест Христа из Иерусалима в свою столицу в Ктесифоне. Подготовка ответного удара у Ираклия заняла годы. В 626 году, когда император отсутствовал, персы с помощью аваров и славян осадили Константинополь. По легенде, город спасла Дева Мария, чей пояс находился в городе с четвертого века, и которая считалась покровительницей Константинополя. После этого эпизода Ираклий начал войну с Персию и в конечном итоге победил сасанидского царя в 628 году.

Война, чума, архитектурные триумфы и страх перед гневом Божьим: загадочная история Византийской империи

Арабская экспансия

Войны, продолжавшиеся более 20 лет, привели к истощению обеих империй. Это было идеальное время для появления нового игрока – арабов. Их экспансия началась в 630-х годах. На рубеже веков Византийская империя безвозвратно потеряла Египет, Палестину, Сирию и Северную Африку, а государство Сасанидов было свергнуто. Арабы угрожали Константинополю в 678 и в 717-18 годах, хотя оба раза город захватить не удалось. Седьмое столетие было периодом массивной перестройки и реорганизации, поскольку Византийская империя боролась за свое выживание. Массовая потеря территории, особенно Египта, лишила государство значительных человеческих ресурсов и товаров.

Война, чума, архитектурные триумфы и страх перед гневом Божьим: загадочная история Византийской империи

Реформы

С тех пор Византия сконцентрировалась на Малой Азии. В то время прошла масштабная реогранизация. Территория была трансформирована в административные и военные подразделения — тематы, в которых как гражданские, так и военные силы были сосредоточены в руках одного военного командира. В армию набирали крестьян, которым предлагали землю и определенные привилегии за военную службу.

Необходимость реформ в Византийской империи была связана не только с управлением. Движение иконоборчества берет свое начало в седьмом веке. В первую очередь это связано с арабским влиянием. Именно они запретили фигуративное искусство (изображения людей). С начала до середины восьмого века византийские императоры удаляли религиозные образы, а затем уничтожали. Их главным мотивом должно было стать противодействие чрезмерному почитанию образов, которые были близки к идолопоклонству — несомненно, это могло стать причиной того, что неверные побеждали, а избранный народ Божий наказывался одним поражением за другим. Преследование тех, кто выступал против этих мер, в основном монахов, было разным, но некоторые из самых ярых сторонников икон были казнены.

Иконоборчество было обращено вспять императрицей: овдовевшая Ирина (ок. 780-802), действующая в качестве регента своего маленького сына, созвала в 787 году (седьмой и последний вселенский) собор в Никее, который осудил его и восстановил почитание изображений.

Иконоборчество совпало с успехами Константина V (ок. 741-775) как в Малой Азии, так и на Балканах. Однако после Ирины империя претерпела ряд неудач, которые привели ко второму этапу иконоборчества, который начался в 815 году и закончился в 843 году. Опять же, императрица, выступающая в роли регента, Феодора (р. 842-855), восстановила почитание изображений, что до сих пор считается триумфом православия. В конце иконоборчества христианское искусство возобладало и стало важным аспектом поклонения.

Война, чума, архитектурные триумфы и страх перед гневом Божьим: загадочная история Византийской империи

Византийский ренессанс

После 843 года империя начала период возрождения, который длился два столетия и ознаменовал длительную фазу территориальной экспансии, политического и культурного развития и расцвета образования и искусства. Постепенно на Балканах была восстановлена ​​имперская власть, а часть Сирии и Малой Азии была отвоевана. Ряд славянских государств принял христианство, пришедшее из Константинополя (не без жесткой конкуренции с Римом). Византийские миссионеры разработали первый славянский алфавит, и новообращенным было разрешено использовать его в своих службах. Это были первые шаги в создании так называемого Византийского содружества.

С расширением государства и ростом экономики развивалось культурное возрождение. Оно было отмечено усилиями по сбору и систематизации знаний путем составления обширных энциклопедий с самым разнообразным содержанием: древние эпиграммы, жизни святых, словари, медицинские и ветеринарные тексты, практическая сельскохозяйственная мудрость и военные трактаты, а также тематически организованные тома о посольствах или охоте. Центральной фигурой в этом возрождении был император Константин VII (944-959), под эгидой которого был создан ряд работ, посвященных имперским церемониям, административному разделению и секретное руководство по управлению, адресованному его сыну. Это возрождение было прямым результатом работы ученых и поощрения образования.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.