Стихи учить полезно, это я знала с детства. Прихожу домой, дочь сидит с анализом стихотворения Тютчева «Природа — сфинкс». Порывшись в своей памяти, я поняла, что это произведение я упустила, и решила послушать. В стихотворении поэт объявляет войну с теми, кто не верит в дух природы, не верит, что у нее есть душа. Но главная мысль, что в природе есть некая загадка для каждого из нас и человечества в целом.
О чем стихотворение
Тютчев говорит, что природа — это сфинкс. Она превосходит человека своими способностями и таит бесчисленные загадки. Но и человек тоже одно из творений, одна из загадок. Этот поэтический афоризм содержит мнение, прямо противоположное предыдущим стихам.
Тютчев показывает нам удивительное противостояние. В этом стихотворении он показывает, что человек и природа враждебны друг другу. Но не человек вносит разногласия и дисгармонию в природу, а природа заставляет человека искать секреты, которых в нем нет. Ее поэт сравнивает со злым мифическим сфинксом, метафорически наделенным деструктивным инстинктом. В отличие от сфинкса, который сам по себе символизирует тайну, в природе такой тайны нет вообще, она не имеет внутреннего значения и несостоятельна.
Другой взгляд
Идею стихотворения можно рассмотреть под другим углом. Тютчев, вероятно, писал не о «вине» природы, а о слабости человеческого мышления. Ведь не природа таит в себе загадку и побуждает человека решать ее, а человек приписывает природе необычную загадку и тщетно пытается найти отгадку.
То есть человек создал свою собственную «загадку» и начал отвечать на этот вызов. После того как он изобрел несуществующую головоломку, никто, конечно, не может решить ее и «так … или, скорее, … погубить себя». Ситуация кажется парадоксальной дважды, поскольку рукотворное искусство следует рассматривать как принадлежащее природе.
Однако это стихотворение — лишь один момент поиска истины. Особенно ярко эта тема получила развитие в стихотворении «Из его бурной жизни здесь …» (1871). Природа не знает прошлого, у нее нет памяти. Кроме того, продолжительность жизни человека и природы различна: природа вечна и бесконечна, а человек смертен и конечен. Этот опыт вылился у поэта в элегантную метафору: «И прежде, чем нас смутно узнают / Мы всего лишь мечта природы». Можно мыслить произвольно, отделить себя от природы, но все равно человек «смутно осознает» печальную истину. Ведь для природы все наши метания, войны, подвиги — бесполезная суета.
Природа — мать
Тютчев неожиданно вставляет «добро пожаловать», что отнюдь не свидетельствует о безразличии природы к человеку, о котором он только что говорил. Сама природа не имеет оценочного суждения, этим она отличается от человека. У нее есть душа, но нет сознания. Разум, осведомленность и язык даны человеку, что дало возможность оценить ее не изнутри, а снаружи. Это особое понимание мира. Человек вышел из природы, он взирает на нее, оценивает и меняет, но он не есть суть природа. У него иное предназначение, но он не выше нее, не является и венцом творения. Однажды создатель или эволюция (как бы мы ни понимали эти слова) решит сменить человека на нечто более совершенное, как уже было с динозаврами.
Однако, будучи отделенным от природы, человек обретает осознание, которое указывает ему на наличие противоречия между природой и человеком. Он жаждет гармонии и думает, что, погрузившись в природу, он достигнет ее. Вот почему он так хочет с ней связаться. В этом случае, однако, вы должны пожертвовать своим «человеческим я», и тогда вы потеряете свое сознание и не почувствуете, нашли ли вы гармонию с природой. Точно так же, как сама природа этого не чувствует и не понимает, просто живет безразличной жизнью.
Структура бытия
Это один из трагических ответов, которые лирика Тютчева дает на фундаментальные вопросы о структуре бытия. Изначально в природе все принципы и все первоэлементы бытия (например, вода и огонь) слились воедино. Таким же образом слился человек с природой. В космогонической эволюции из хаоса сформировался «океан животворного», порядок, пространство, разум и его носитель — человек, который покинул стихию, выделился из нее, отделился от природы и, казалось, не был ее частью.
Первоначальное единство Вселенной было разрушено. Трагическая вина человека усугубляется тем фактом, что он начал презирать хаос, который создал его. Он объявил свое «Я» высшей реальностью жизни. Однако природа отвергает глупую и наивную гордость человека.
Немного о душе
Душа рассматривается как «обитель» сразу для «двух миров», обремененных как «смертными страстями», так и небесным спокойствием. Хотя большая часть произведений Тютчева посвящены природе, это, скорее, передает конкретное чувственное восприятие природы. Более того, сам автор признал, что оно родилось спонтанно. Тютчев любил философствовать, а ответы на вопрос рождались в поэтической форме. Именно это и произошло в коротком произведении. Природа — это сфинкс. На самом деле никому еще не удалось раскрыть тайны мироздания, и Тютчев оказался среди тех, кто пытался это сделать.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание