Тотальная экономия: в XIX веке во Франции существовал Музей копий картин, которые писали студенты с оригиналов

Мало кто знает, но в XIX веке во Франции существовал уникальный музей, весь заполненный копиями известных картин. Стоит отметить, что оригинальность и инновации в то время еще не вошли в моду. Зачем французам понадобился такой музей в Париже, расскажем в этой статье.

Открытие музея

Тотальная экономия: в XIX веке во Франции существовал Музей копий картин, которые писали студенты с оригиналов

В 1872 году, поднявшись по парадной лестнице, посетители Дворца Индустрии на Елисейских полях могли любоваться фреской Рафаэля Диспута. Конечно, это был не оригинал.

Сама фреска находится в Апостольском дворце Ватикана. Здесь же только мастерски выполненная копия, как и остальные картины итальянских мастеров эпохи Возрождения.

«Входя в огромный салон, — писал журналист Луи Оурей в 1873 году, — вы можете поверить, что находитесь в Ватикане».

Музей Копий был создан годом ранее. Он помещался в большом выставочном зале, построенном для Всемирной выставки 1855 года. В нем собрали около 150 репродукций лучших картин Европы. Чарльз Бланк, директор по изобразительному искусству французского правительства, лично поддерживал проект и заказывал копии, выполненные как известными, так и начинающими художниками.

Искусство подделки

Тотальная экономия: в XIX веке во Франции существовал Музей копий картин, которые писали студенты с оригиналов

В то время музей подделок казался менее странным явлением, чем сегодня. Копирование знаменитых картин занимало важное место во Франции XIX века. В Лувре отводились специальные дни, предназначенные для копирования. Залы музея заполняли мужчины и женщины с мольбертами.

«Все творчество художников, — рассказывает историк Северин Софио из Французского национального центра научных исследований, — было основано на мастерстве делать копии. Такое положение сохранялось вплоть до середины XIX века».

Студенты должны были овладеть стилем художников, которые уже считались мастерами. Копируя их, они учились. В то время во французском мире искусства было особое почтение к классическому искусству и итальянской живописи эпохи Возрождения.

Лучшие студенты-искусствоведы получали Римскую премию для обучения в Италии в течение пяти лет. Все это время они, как правило, делали наброски бесчисленных памятников, церквей и музеев.

Четвертый год был специально посвящен изготовлению копии шедевра, который можно было бы отправить во Францию для украшения Версаля или повесить в Школе изящных искусств. На таких образцах учились те студенты, которые в Италию не попадали.

Оттачивая мастерство

Тотальная экономия: в XIX веке во Франции существовал Музей копий картин, которые писали студенты с оригиналов

Даже уважаемые художники продолжали делать копии, чтобы оттачивать свое мастерство.

Профессиональное копирование было ценным навыком. Художники изготавливали копии на продажу и для государственных нужд. Их вешали в посольствах и общественных зданиях. Время от времени проводились выставки подделок.

Идея публичного музея, посвященного копиям, высказывалась давно. Это был не только элемент обучения. При Наполеоне в Париже оказалась огромная коллекция оригинальных шедевров из покоренных стран. После свержения императора они вернулись на родину, но воспоминания о том, что в одном месте были собраны лучшие образцы европейского искусства, разожгло французский аппетит, подстегивая желание обладать такой коллекцией, пусть даже составленной из копий.

«1860-е и 1870-е годы были прогрессивным временем, — говорит Софио. — Было много художников с новым видением искусства, которое основывалось на принципиально новой манере письма».

Реформа

В 1863 году в Школе изящных искусств была проведена реформа учебного процесса. Начиная с этого года, учеников стали оценивать не столько по способности скопировать произведения старых мастеров, сколько по их оригинальным картинам.

В том же году множество посетителей собрались на так называемую «выставку отказов». Все хотели увидеть работы, не принятые на Парижский Салон. Настоящей сенсацией стали творения импрессионистов.

Бланка все это побудило собрать лучшие образцы классической живописи. Чтобы заполнить свой музей, он взял некоторые картины из Школы изящных искусств. Большие суммы из государственного бюджета были направлены на заказ значительного количества копий. В конечном итоге, на подделки он потратил даже больше, чем на оригинальные картины художников.

Отзывы критиков

«Веласкес рвал на себе волосы, — писал Альберт Вольф в «Фигаро» в 1873 году, — Рафаэль издавал стоны, которые привлекли бы внимание прохожих». Публика с интересом отнеслась к новому музею.

В конце концов, именно политики, а не критики, закончили недолгую жизнь Музея Копий. Он существовал около двух лет.

Новое правительство освободило Бланка от должности в декабре 1873 года. Пришедший ему на смену маркиз де Шенневьер созвал комитет по планированию демонтажа музея в первую же неделю пребывания в должности.

В основном, копии картин великих мастеров вернулись обратно в Школу изящных искусств, остальные — в региональные музеи по всей Франции.

Многоцветные гравюры и фотография еще больше способствовали снижению значения копии в мире искусства. Музей Бланка, который, как он ожидал, станет памятником для потомков, превратился не более чем в любопытный факт в длинной художественной истории Парижа.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.