Портреристка-хулиганка из Генуи: история художницы, придумавшей новый жанр живописи

Софонисба Ангуиссола была художницей из дворянской семьи в Кремоне (север Италии). Она хорошо известна своими картинами о себе и своей семье (она была старшей из семи детей). В 1559 году она стала фрейлиной при дворе королевы Испании Элизабет де Валуа, и продолжала писать свои замечательные полотна при дворе короля Филиппа II вплоть до 1573 года. Интересно, что Софонисба написала, как минимум двенадцать своих автопортретов одновременно в то время, когда этот жанр не был особенно распространенным в среде художников (в следующем столетии Рембрандт станет первым художником, который сделает автопортрет основной частью своего творчества).

Портреристка-хулиганка из Генуи: история художницы, придумавшей новый жанр живописи

Феминистка 16 века

Женщины в эпоху Возрождения в Италии, как правило, не могли стать учениками мастеров (стандартный способ обучения художников в эпоху Возрождения). Женщины-художницы, как правило, происходили из семей, где отец (или иногда брат) был художником. Таким образом, они могли пройти обучение и обойти систему ученичества. Софонисба нетипична в этом отношении — ее отец не был художником. Вместо этого она училась у других художников: Бернардино Кампи, а также у Бернардино Гатти (Ил Соджаро), которые познакомили Ангуиссолу с основами живописи, такими, как важность дезинго (рисование или дизайн).

У нас есть письмо от ее отца от 7 мая 1557 года, в котором он благодарит великого итальянского художника, скульптора и архитектора эпохи Возрождения за благородную и вдумчивую привязанность, которую тот проявил к его дочери Софонисбе, которую он посвятили в самое почетное искусство — живопись. Хотя из этой заметки ясно, что Софонисба познакомилась с известным художником, также было высказано предположение, что она, возможно, даже училась у Микеланджело.

Портреристка-хулиганка из Генуи: история художницы, придумавшей новый жанр живописи

Конечно, известность, которую она приобрела в Италии, помогла ей занять место фрейлины в испанском дворе. Международная известность Софонисбы росла на протяжении всей ее жизни. Позже великий художник в стиле барокко Энтони ван Дейк посетил ее на Сицилии и написал ее портрет. Спустя столетия с феминистским движением 1970-х годов имя и наследие Софонисбы были «заново открыты», и теперь она входит в своеобразный пантеон женщин-художниц наряду с Артемизией.

Портреристка-хулиганка из Генуи: история художницы, придумавшей новый жанр живописи

Знаменитый автопортрет

На автопортрете 1556 года Софонисба изобразила себя пишущей очередную картину, нанося смешанные пигменты на холст, на котором изображены нежно целующиеся Богоматерь и Младенец Христос. Она смотрит на нас, зрителей, как будто мы только что прервали ее в середине работы. Выражение ее лица спокойное и сдержанное. Молоток (обычное приспособление для поддержки руки художника), удерживаемый в ее левой руке, поддерживает ее правую руку, в то время как сама женщина прикасается кистью к холсту.

Портреристка-хулиганка из Генуи: история художницы, придумавшей новый жанр живописи

Святая девственница

Некоторые из других автопортретов Софонисбы, например, где она держит небольшую книгу, отмечены надписями вроде Sophonisba Angusola virgo seipsam fecit 1554 («девственница Софонисба Ангисиссола сделала это сама в 1554 году»), выдавая желание художницы идентифицировать себя как целомудренную добродетельную женщину. Включение картины Девы Марии и Христа в автопортрет 1556 года еще больше отражает невинность, святость и девственность Софонисбы. В то время как Мария, кормящая грудью, целующаяся или обнимающая Христа в детстве, была обычным предметом этой эпохи, вполне вероятно, что Софонисба включила эту интимную сцену между матерью и сыном, чтобы представить себя добродетельной женщиной, которая отождествляет себя с христианской иконой добродетели — Девой Марией.

Лучшие образчики творчества

Помимо написания автопортретов, Софонисба также рисовала миниатюры и групповые портреты. Многие из них, например, «Шахматы», демонстрируют членов ее семьи. Софонисба не имела доступа к моделям мужского пола, а потому срисовывала свои картины со случайных прохожих.

Портреристка-хулиганка из Генуи: история художницы, придумавшей новый жанр живописи

На картине «Шахматы» изображены три сестры художницы (Люсия, Европа и Минерва), играющие в шахматы — самую элитную и интеллектуальную игру того времени, пока гувернантка пристально смотрит на них. Софонисба имела довольно близкие отношения со своими сестрами, и это можно понять по портрету. Сестра слева, которую считают Люсией, смотрит на зрителя торжествующим взглядом: сразу понятно, что в игре победила именно она. Софонисба демонстрирует свою виртуозность, как художницы, изображая людей на своих полотнах в разных позах. Она также прекрасно продемонстрировала свое мастерство, детально прорисовав различные текстуры в одежде своих сестер, а также в мельчайших деталях изобразив дорогой фламандский ковер под шахматной доской.

Портреристка-хулиганка из Генуи: история художницы, придумавшей новый жанр живописи

На склоне лет

Софонисба продолжала писать портреты на протяжении всей своей жизни, среди которых были и ее собственные автопортреты в преклонном возрасте. Один, датированный 1610 годом (когда художнице было 78 лет), изображает нашу героиню, сидящую на стуле с книгой и листом бумаги. Ее платье ничем не отличается от наряда на ее же автопортрете 1556 года: оно черное, скромное и сдержанное. После смерти художницы в возрасте 93 лет (в 1625 году) ее второй муж, Орацио Ломеллино, написал на могильной плите любимой: «Софонисбе, моей жене, которая отсечены среди самых выдающихся женщин мира — выдающихся в изображении мужчин».

Послесловие

Своим выдающимся примером эта Софонисба из Генуи доказала многим нашим современникам, что европейские женщины прошлого отнюдь не были в угнетенном положении. Они могли быть творцами, вершителями и деятелями наравне с мужчинами, не имея при этом знатного происхождения. А все инсинуации на тему кошмарного положения женщин в Европе времен Ренессанса — не более, чем современная легенда, придуманная феминистками.

Да, знаменитых женщин в то время было куда меньше, чем мужчин. Но это говорит лишь о том, что они были счастливы занимать то положение, которое им определила природа — положение матерей и хранительниц домашнего очага. Те же, кого это не устраивало, могли легко позволить себе заниматься «мужской» профессией — быть художницей, поэтессой или даже уйти в солдаты (подобные случаи хоть и были крайне редки, но все-таки история их зафиксировала). Современный мир дает женщинам куда больше возможностей для самореализации. Но память о Софонисбе дает нам понять, что так, в общем-то, было всегда, ведь почтенное отношение к женщине изначально заложено в европейском культурном коде.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.