Наверняка каждый из нас в детстве хотел стать археологом. И причиной тому, вероятно, были фильмы про Индиану Джонса и Мумию. Все эти магические тайны, могущественные артефакты и древние секреты не могли оставить равнодушными не только детей, но и взрослых. Несмотря на то что настоящая археология обычно не предполагает сражений с нацистами и усмирение мертвых фараонов, она остается безумно интересной и притягательной.
Но время от времени появляются псевдоисследователи, которые просто хотят нажиться. При этом им подчас удается водить занос ученых очень долго. Вот некоторые из самых грандиозных археологических мистификаций.
«Мичиганские реликвии»
Сегодня никого не удивить тем, что задолго до Христофора Колумба на берегах Америки побывали викинги. Но немногие знают, что в 19 веке существовало предположение, что кое-кто высадился на этих землях раньше северных мореплавателей.
С 1890-х годов в Мичигане стали находить разнообразные старые реликвии. По словам Марка Ашурста-Макги, это были глиняные, медные и сланцевые таблички с изображением библейских сюжетов. Находки не произвели бы такого эффекта, если бы не датировались периодом, на сотни лет предшествующем появлению викингов и Колумба в Америке. Если бы подлинность этих находок подтвердилась, то они доказывали бы то, что в древние времена мореплаватели-христиане с Ближнего Востока доплыли до Северной Америке и поселились здесь.
Однако когда на место раскопок прибыли археологи-профессионалы, они быстро установили, что все найденные таблички являются подделками.
Иаков, брат Иисуса
Вопрос о том, существовал ли Иисус Христос на самом деле, до сих пор остается открытым для археологов. Связано это с тем, что пока не найдено никаких артефактов, подтверждающих или опровергающих этот факт. Поэтому, когда в 2001 году частный коллекционер Одед Голан представил миру загадочную шкатулку с арамейской надписью: «Яков, сын Иосифа, брат Иисуса», это произвело настоящий фурор.
Шкатулка отправилась в путешествие по Канаде, чтобы верующие могли посмотреть на нее, так как это было достоверным доказательством существования Христа. Однако израильские археологи определили, что хоть и шкатулка была настоящей, надпись «брат Иисуса» оказалась поддельной. Голан был обвинен в мистификации и оказался за решеткой.
Когда гиганты не ходили по Земле
Гигантские люди реальны, но они не пользуются заклинаниями и живут среди нас, обычно их рост просто выше среднего и составляет 2-2,2 метра. Тем не менее многие мировые мифологии рассказывают о великанах, рост которых колеблется от 3,5 до 120 метров. Многие люди воспринимают эти истории буквально. И некоторые псевдоисторики решили на этом подзаработать.
Еще в 1867 году Джордж Халл, занимавшийся производством сигарет, потратил 3 000 долларов на создание мистификации века. В то время еще не было 3D-принтеров, поэтому он приказал вырезать трехметрового человека из твердого гипса. Затем Халл отправил скульптуру на ферму своего кузена в Кардиффе, Нью-Йорк, где его и «похоронили». Через год «Кардиффский гигант» был выкопан, и мир сошел с ума. Пока археологи устанавливали подлинность находки, Халл собрал около 20 000 долларов на входных билетах в наскоро созданный музей гигантов.
Древняя мумия оказалась нашим современником
Египтяне были не единственными, кто практиковал мумификацию. Однако существовали люди, в культуре которых не принято было сохранять тела покойных, это были персы. И когда в 2000 году некто попытался продать мумию «Персидской принцессы» на черном рынке за миллионы долларов, это вызвало множество вопросов у историков. Когда находка попала в руки властей, они передали ее археологам. Выяснилось, что мумией оказалась современная женщина, убитая в 1996 году. К сожалению, установить ее личность так и не удалось.
Этрусские воины
На протяжении почти 30 лет знаменитый Музей искусств Метрополитен в Нью-Йорке представляли скульптуры трех этрусских воинов, высеченных из черного терракота. Они были приобретены еще в 1900-х годов и оспаривали стандартные представления о римских произведениях искусства.
Только в 1960 году археолог Джозеф В. Благорд сумел доказать всему миру, что это подделка. Позднее выяснилось, что ее создали трое братьев по фамилии Риккарди в начале 20 века.
Будьте осторожны, если создаете модные украшения на заказ
Очень часто мошенники нанимают для работы ничего не подозревающих художников. Так случилось и с ювелиром Рушомовским. В конце 1800-х годов его наняли двое состоятельных людей для создания золотой короны. Ему сказали, что это будет подарок другу. Ювелир выполнил работу и взял за нее 1000 долларов. Казалось, что на этом история должна была и закончиться, но это оказалась не так. Парочка негодяев смогла продать украшение в Лувр за 50 000 долларов США под видом короны скифского короля Сайтаферна, жившего в III веке до н. э.
Фото артефакта попало в газеты. Представьте, как удивился Рушомовский, когда понял, что создал древнюю реликвию. Ювелир сообщил об этом в Лувр. Это вызвало большой скандал, а корона перекочевала уже в другой музей. Ее выставили как пример искуснейшей работы современных мастеров.
Хрустальные черепа из Центральной Америки
Нет сомнений в том, что древние люди, чья цивилизация простиралась от Мексики до Центральной Америки, были способны на блестящие научные и художественные подвиги, которые впечатляют даже современных людей. Однако существует одна вещь, которая не принадлежит работе мастеров древности – это хрустальные черепа.
Хрустальные черепа, предположительно вырезанные древними ацтеками, давно стали появляться в крупных музеях. А сам образ стал очень популярным во всем мире, например он вдохновил сценаристов одного из фильмов про Индиану Джонса. Однако у экспертов возникли сомнения относительно подлинности этих артефактов. Мало того, что черепа никогда не находили во время каких-либо задокументированных археологических раскопок, так еще идеально выровненные грани отличались от традиционного изображения черепов в большинстве ацтекских культур. К концу 21 века технологии позволили определить, что артефакты являются подделками, которые делали на станках испанского производство. А следователи, которые занялись розыском распространителей, установили, что изготовлением и распространением реликвий занимался француз Эжен Бобан.