Писать от руки, печатать или рисовать — какой из этих навыков наиболее эффективен для оптимального обучения в школе? Поскольку цифровые устройства все чаще заменяют традиционное письмо от руки на всех уровнях образования, изучение долгосрочных последствий этой практики крайне важно. О новом исследовании ученых в области мозговой активности у детей расскажем далее.
Цель исследования
Несмотря на ряд изысканий, подтверждающих преимущества обучения при ведении заметок от руки по сравнению с записью на ноутбуке, до сих пор никто не знал, как применение компьютера влияет на продуктивность и обучаемость учащихся. Из-за противоречивых результатов было трудно достичь четкого соглашения о том, помогает ли технология школьникам или мешает им. Поэтому ученые занялись изучением долгосрочных последствий работы с ПК для обучения и того, как процессы письма от руки, машинописного ввода и рисования влияют на мозг с точки зрения развития.
Что говорят педагоги
Навык письма от руки часто используется в качестве инструмента для обучения, учитывая глубину обработки информации, которую обеспечивает ведение таких заметок. Таким образом, письмо считается важным фактором академического успеха, и этот навык обычно приобретается в детстве в обществах с сильными традициями грамотности. Дети должны научиться координировать движения своих рук и выписывать форму каждой буквы, и им может потребоваться несколько лет, чтобы хорошо овладеть этим точным навыком.
Сегодня большинство взрослых пишут с помощью клавиатуры и компьютера, а в некоторых странах в программах начального школьного образования такое ведение записей уже заменило традиционное письмо. Таким образом количество времени, затрачиваемого на рукописные тексты, сократилось. Планшеты и мобильные телефоны могут улучшить способность ученика делать заметки, но они также могут препятствовать обучению различными и неизвестными способами. Большинство педагогов признают, что ведение заметок является важным фактором обучения в классе, и теперь часто рекомендуется использовать клавиатуру вместо совершенствования почерка, поскольку этот вид деятельности менее сложен и не очень разочаровывает детей.
Что обнаружили критики
Сторонники компьютеризации школ подчеркивают преимущества возможности детей писать большие тексты и получать немедленную обратную связь по своим вопросам через интернет. С другой стороны, критики обнаружили, что использование ПК отрицательно влияет на успеваемость, а также отвлекает студентов, как и многозадачность. Поэтому возникает вопрос о том, активизирует ли различные неврологические процессы в мозге письмо от руки. Если ответ положительный, то переход на ведение записей в электронных устройствах во время обучения детей может повлиять на их последующую успеваемость.
Новое изыскание
Электроэнцефалограмма высокой плотности (HD EEG) использовалась для проведения эксперимента, в котором приняли участие 12 молодых людей и 12 детей (возраст 12 лет) для изучения электрической активности мозга, когда они писали от руки, печатали на машинке или рисовали визуально представленные слова разной степени сложности. Анализ временной спектральной эволюции (TSE, т. е. зависимых от времени изменений амплитуды) проводился на данных ЭЭГ, записанных с помощью 256-канального массива датчиков.
Когда молодые люди писали от руки цифровым пером на сенсорном экране, их теменная и центральная зоны мозга показывали активность, связанную с событиями в тета-диапазоне. Прежние изыскания показали, что такая осцилляторная нейронная активность в этих конкретных областях мозга важна для памяти и кодирования новой информации и, следовательно, обеспечивает ученику оптимальные условия для обучения.
При рисовании были обнаружены аналогичные паттерны активации в теменных областях в дополнение к связанной с событием десинхронизации в альфа/бета-диапазоне, что предполагает как сходство, так и небольшие различия в паттернах усиления при рисовании и письме от руки. При вводе текста на клавиатуре ученые обнаружили связанную с событиями десинхронизированную активность в тета-диапазоне и в меньшей степени в альфа-диапазоне в теменных и центральных областях мозга. Однако, поскольку эта деятельность была десинхронизирована и отличалась от письма от руки и рисования, ее связь с обучением остается неясной.
Ученые пришли к выводу, что из-за преимуществ сенсорно-моторной интеграции ввиду большего вовлечения органов чувств, а также тонких и точно контролируемых движений рук при письме от руки и при рисовании жизненно важно поддерживать оба вида деятельности в учебной среде, чтобы облегчить и оптимизировать обучение.
Какой должна быть оптимальная среда обучения
Поскольку ученые Ван дер Меер и Ван дер Вил в 2017 году нашли доказательства явных различий в основной электрической активности мозга между набором текста и рисованием, это исследование дополняет ими полученные знания, показывая, что печатание, письмо от руки и рисование – разные процессы. Тем не менее письмо и рисование кажутся более похожими по сравнению с печатанием.
Следовательно, оптимальная среда обучения должна включать в себя лучшую из всех дисциплин с учетом сильных сторон и поддержки каждой из них. Таким образом можно улучшить как когнитивное развитие, так и эффективность просвещения, а ученики и студенты всех возрастов и их учителя смогут идти в ногу с технологическим развитием и грядущими цифровыми изменениями.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание