Кампусы будущего: внедрение «умных» технологий в Индии и России

Скорость развития технологий в современном мире требует изменений и в системе образования. И если несколько десятилетий назад на престижную работу и достойную оплату могли рассчитывать почти все выпускники высших учебных заведений, то в настоящее время ситуация меняется. О больших перспективах можно мечтать, только обладая навыками создания передовых технологий.

Кампусы будущего в России

На сегодняшний день действует несколько «умных» кампусов: «Иннополис» в Татарстане, «Сколково» в Московской области, технопарк «Русский» при ДВФУ во Владивостоке.

Кампусы будущего: внедрение "умных" технологий в Индии и России

Однако такие объекты на территории страны пока единичны. Перспективы создания интеллектуальных кампусов начали обсуждаться недавно. По мнению правительства России, строительство «современных и комфортных» кампусов должно стать одной из основных задач на ближайшие десятилетия.

Кампусы будущего: внедрение "умных" технологий в Индии и России

К 2027 году ожидается и открытие научно-образовательного центра «ИТМО Хайпарк» под Санкт-Петербургом, на территории которого будут находиться в том числе высокотехнологичные производственные площадки.

Какие цели преследуются

Целью таких наукоградов университеты называют создание инновационного пространства, где передовые технологии присутствуют везде: в процессе обучения, практических занятиях, в промышленных центрах и повседневной жизни как учащихся, преподавателей, так и жителей этого мини-города.

Кампусы будущего: внедрение "умных" технологий в Индии и России

В научных центрах студенты получают образование, которое позволит получить рабочее место на передовых предприятиях и получить преимущества перед другими претендентами. Такие компании как IBM, Microsoft, Siemens, CISCO, Nokia и другие находят здесь лучших специалистов. Проявляют они интерес и к разработкам в области биомедицины, телекоммуникации, энергетической эффективности.

Кампусы будущего: внедрение "умных" технологий в Индии и России

При этом подразумевается создание полной инфраструктуры: все объекты социального, коммерческого или производственного назначения находятся в пешей доступности. За основу при проектировании берется модель полицентрии, что позволяет освободить городские дороги от транспортного потока и создает здоровую экосистему объекта с минимальным влиянием на окружающую среду.

Строительство «умных» городов в Индии

Целью создания «умных» кампусов здесь называют стремление подготовить сегодняшних студентов к решению уникальных задач в обществе, которые меняются со стремительным развитием технологий. Причем успешность проекта должна оцениваться в умении людей достигать баланса между участием человека и машин в различных сферах жизни.

Кампусы будущего: внедрение "умных" технологий в Индии и России

Jamia Millia Islamia, один из старейших университетов Индии, недавно завершил оцифровку около 2 230 редких книг и рукописей. К ним относятся около 80 копий рукописного Корана в различных каллиграфических стилях, переведенные версии XVIII века «Махабхараты» и «Падмават» на персидском языке и урду. В цифровой библиотеке находится еще несколько десятков тысяч книг, которые могут избавить студентов от потери времени на поиски. В прошлом месяце появились сообщения о запуске программы smart-кампуса в Индийском технологическом институте (Indian Institute of Technology) города Рурки, штат Уттаракханд. Институт планирует стать самодостаточным и экологически чистым кампусом.

Сочетание передовых технологий и экологичности

«Умные» доски и smart-лаборатории стали реальностью почти во всех индийских школах. Международные школы по всей Индии уже начали работу по модернизации всех кампусов. Целью этого процесса часто является улучшение учебного процесса путем максимизации продуктивных часов для каждого ребенка и минимизации любых проблем, связанных с системой, которые им придется пройти в традиционной школьной системе.

Кампусы будущего: внедрение "умных" технологий в Индии и России

Осознание необходимости управления деятельностью общества с минимальным ущербом для окружающей среды привело к тому, что учебные заведения стремятся сделать свои кампусы не только технологически умными, но и экологически ответственными. Сомнения о целесообразности строительства таких объектов связано с новизной концепции для Индии, однако ситуация меняется каждый день.

Кампусы будущего: внедрение "умных" технологий в Индии и России

Например, GIIS (Global Indian International School) запустила свой современный «умный» кампус в сингапурском филиале. Это событие породило множество дискуссий: о роли человека в эпоху искусственного интеллекта и современных технологий, о том, какую пользу обществу приносят подобные проекты, как жизнь студентов в этой среде влияет на них — вдохновляет их развиваться и оттачивать свои навыки или делает зависимыми от машин?

В чем же преимущество современного образования перед традиционными методами обучения?

Почему за «умными» кампусами будущее

В первую очередь — это новые карьерные возможности. Находясь в среде инновационных технологий, студенты сталкиваются с необходимостью мыслить нанесколько шагов вперед и превосходить машины. Задача обучающих учреждений — воспитать будущих специалистов, способных разрабатывать методы передачи определенных функций и задач технологиям. Самым простым примером является реализация «умной» системы полива для сельскохозяйственных предприятий. В этом случае у молодых людей появляется понимание необходимости и возможности продуктивного использования своего времени.

Во вторую очередь, в кампусах нового поколения у студентов нет проблем с наличием свободного времени, например, для посещения библиотеки. Знания становятся легко доступными для них, а новая среда «обитания» позволяет осознать свою роль и работу, заключающуюся в разработке новых сервисов с поддержкой инновационных технологий.

На службе у человека

Фактически традиционная система профессионального образования подразумевала четкую классификацию и зависимость от машин. Согласитесь, бухгалтер или писатель, при всем своем опыте, вряд ли сможет быть на шаг впереди машины по быстродействию или эффективности. В то время как веб-разработчик, программист, тестировщик — лишь некоторые из профессий, которые могут стать базой для освоения новых возможностей и карьерного роста в будущем.

Времена, когда уроки компьютерной грамотности проводились как в индийских, так и российских школах с помощью нарисованного мелом компьютера на доске, ушли в прошлое. Благодаря переизбытку смартфонов в семье малыши в детских садах имеют больше практического опыта, чем многие учителя.

Кампусы будущего: внедрение "умных" технологий в Индии и России

Такие элементы новой системы, как увеличение продуктивного времени учеников, возможность постоянного контроля за их действиями с помощью технологий, могут вызывать опасения, что «умные» кампусы станут слишком автоматизированными. Например, в некоторых университетах Великобритании даже используется программное обеспечение, позволяющее распознавать эмоции студентов. В то же время в других подобных учебных заведениях технологии используются и для организации отдыха и занятий творчеством.

Взаимное обучение

Одной из уникальных черт современных интеллектуальных классов является уровень знакомства с технологиями, где учителя начинают учиться у своих студентов. Ведь они прошли этап освоения компьютерных технологий предыдущего поколения: с громоздких персональных компьютеров они перешли на ноутбуки, затем появились планшеты, теперь к ним присоединились смартфоны. Так налаживается обмен: студенты получают знания от эксперта в предметной области, учителя осваивают новые технологии от учеников.

Кампусы будущего: внедрение "умных" технологий в Индии и России

Пока в системе образования сохраняется человеческое участие, «умные» кампусы — это то, что нужно современным студентам. Прогрессивные технологии позволяют открыть больше карьерных возможностей в любой профессиональной отрасли, где будет работать выпускник.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.