Когда речь заходит об ужасных эпидемиях и крупномасштабных, катастрофических болезнях, то, как правило, вспоминают о чуме XIV века. Эта болезнь недаром именовалась Черной смертью. Она породила одну из самых мрачных эпох в мировой истории. Первая крупная вспышка бубонной чумы началась в середине 1300-х годов и достигла Европы в 1347 году.
Болезнь проникла в Европу
Историки даже знают, каким образом болезнь проникла в Европу — когда корабли с мертвыми и умирающими людьми прибыли в итальянские порты. Те, кто встречал эти корабли, стал свидетелем ужасающего зрелища. Большинство членов экипажа и пассажиров были мертвы, а живые были покрыты бубонами. Историки говорят, что многие корабли были отправлены обратно в море, но ущерб уже был нанесен. Чума стала распространяться.
Европейцы очень быстро обнаружили, что чума очень заразна и чрезвычайно смертельна. Первая вспышка прекратилась около 1350 года, но спустя несколько сотен лет болезнь снова начала косить людей. И на этот раз чума началась в Азии и распространилась в Европу. Английские историки говорят, что Лондон был впервые поражен вспышкой болезни в 1665 году. Черная смерть снова распространилась, и она вновь убила тысячи людей.
Почему смерть – это еще не самое худшее
Легко предположить, что смерть от чумы – это самое худшее, что могло случиться с людьми. Но бывает и еще хуже. Прежде всего, давайте подумаем, как именно убивает чума. Чумная бактерия имитирует одну из распространенных в организме молекул, которую иммунная система человека не распознает. Только когда эта бактерия достигает лимфатических узлов, остальное тело «понимает», что произошло нечто ужасное. Но уже поздно. Произошла полная интоксикация, организм охвачен септическим шоком, что, в конечном итоге, приводит к отказу органов.
Это само по себе достаточно ужасно, но было и еще кое-что. Историк Майк Ибеджи говорит, что Черная смерть представляла собой, вероятно, оба вида чумы: бубонную и легочную. Легочная чума распространяется по воздуху. Пневматическая версия находится в воздухе, и смертность при этой болезни составляет 100 процентов. Люди, вдохнувшие зараженный воздух, обычно умирали в течение 24 часов.
А вот бубонная чума, распространяемая блохами, «работает» иначе. После того, как человек заражается, проходит от трех до пяти дней, прежде чем у него появляются какие-либо признаки болезни. А еще через такое же время больные умирают. Это ужасное время – между здоровьем и смертью – и было самым худшим.
Биологическое оружие?
Историки пришли к выводу — распространение чумы было не случайным и уж, конечно, не Божьим наказанием. Люди сами сделали это, используя чуму как биологическое оружие. Основным источником информации о распространении чумы в Европе является письмо итальянского нотариуса по имени Габриэле де Муси. Европейцы, писал он, хорошо знали о том факте, что в 1340-х годах государства татар и сарацин были почти уничтожены ужасной болезнью. Христианские торговцы, которые были там в то время, бежали от ее вспышки, остановившись в городе под названием Каффа.
Этот город в течение трех лет осаждали татары. Наконец их армия стала вымирать от той же чумы. Тогда командиры приказали зарядить мертвыми телами своих солдат катапульты и стрелять по городу. Де Мусси писал: «Казалось, что город обстреляли горами трупов, и христиане не могли ни спрятаться, ни убежать». Тем, кому удалось покинуть Каффу и вернуться в Европу, были заражены. Они несли с собой домой чуму. По иронии судьбы, татары все равно не смогли взять Каффу и отступили.
Лорды подсчитывали барыш
Кажется, что люди начинают испытывать какую-то солидарность во время трагедии, но увы, нехватка рабочей силы сразу же после чумы пробудила в некоторых людях худшие качества. По словам Оле Дж. Бенедиктова из Университета Осло, Черная смерть XIV века убила около 50 миллионов человек или 60 процентов всего населения Европы. Это означало огромную нехватку рабочих рук, в том числе квалифицированных мастеров. Вроде бы это было не так уж плохо для тех, кому удалось выжить.
Но это только дало правящим классам еще одну возможность нарушить их права. В 1349 году английское правительство издало Указ о рабочих, в соответствии с которым работникам запрещалось требовать повышения заработной платы. Вскоре за ним последовали другие законы подобного рода. Например, были приняты Законы о привилегиях, предписывавшие людям носить одежду определенного типа и цвета, в зависимости от своего класса. Законы, принятые после чумы, были настолько драконовскими (они даже предписывали, что именно люди должны были есть), что это привело к Великому восстанию 1381 года и к тому, что архиепископу Садбери, который был лордом-канцлером, толпа отрубила голову.
Смерть стала вездесущей
До того, как чума пронеслась по Европе, религия была основой жизни. Большинство людей хоронили на освященной территории. Вера была очень важной частью самосознания людей того времени. Смерть была неизбежна, но для многих это было не то, чего нужно бояться. Множество христиан верили, что смерть — это просто врата, через которые можно пройти по пути к окончательному вознаграждению за хорошую, достойную, благочестивую жизнь. Вера позволяла людям обрести утешение в их конечности. Но чума, которая разразилась внезапно, дала повод большинству людей думать, что Бог оставил их всех. Обычные люди видели, что духовенство умирает, как и все прочие, и не имеет контроля над ситуацией. Смерть внезапно перестала быть способом попасть на небеса, в лучший мир. Она открыла свой безобразный лик, она убивала иррационально, без разбора, и это происходило повсюду. Для людей, которые видели в Боге смысл своей жизни, он перестал существовать.
Странные должности
Когда в XVII веке снова наступила вспышка Черной смерти, предпринимались страшные попытки остановить распространение болезни. Пожилые женщины, имевшие специальные задания, посещали разные дома и собирали сведения. Если они узнавали о том, что кто-то заболел, всю семью закрывали внутри дома и никого не впускали и не выпускали, а на двери рисовали красный крест, чтобы предупредить соседей. Существовали также и трупоносцы. Они работали только ночью, забирая тела из домов или с улиц длинными шестами, и бросали их на телеги. Они были в основном необразованными, часто пьяницами и обчищали карманы умерших.
Козлы отпущения
Когда случается трагедия, люди часто ищут виноватых. Особенно, если они не могут найти объяснение происходящему. В XIV веке люди по всей Европе искали объяснение Черной смерти. К осени 1348 года распространились слухи о том, что чума была на самом деле еврейским заговором, обрушившимся на христианский мир. Слухи начали распространяться по Савойе. Евреи этого региона были арестованы, подвергнуты пыткам и признались, что они действовали с целью уничтожить христиан в Италии, Франции и Швейцарии. Эти новости распространились и началась кампания возмездия. Сотни городов и деревень были сожжены дотла, а тысячи евреев были казнены разгневанной толпой.
В ожидании смерти
Представьте себе, что вы живете в XVII веке, в деревне с населением в несколько сот человек. Приходит торговец из Лондона, и оказывается, что он болен чумой. Он умирает, и вслед за ним начинают умирать жители деревни. Тогда ректор принимает решение, что для того чтобы болезнь не распространялась, никто не покинет деревню. Так произошло в деревне Эйям. К августу 1666 года число смертей достигло 6 человек в день. Целые семьи вымирали за несколько часов. Но этот добровольный карантин спас людей из соседних деревень.
Лица мертвых
Масштабы Черной смерти непостижимы для нас. Один летописец из Флоренции писал о том, что ямы для бедных были вырыты так, что людей укладывали друг на друга всю ночь, а утром покрывали грязью, словно делали «лазанью из слоев пасты и сыра». Другой летописец, из Ирландии, монах Джона Клина из Килкенни, записывал ужасы, которые увидел. В самом конце он написал. «Я,… ожидаю смерти среди мертвецов. .. Я оставляю этот пергамент, на тот случай, если кто-то выживет и закончит мое дело». На этом его хроника заканчивается, за исключением одной строчки, написанной другим почерком: «Автор умер».