Документальный фильм Питера Джексона «Они не состарятся», посвященный событиям Первой мировой войны, основан на работе с новостным архивом Западного фронта, многие из кадров в котором были раскрашены вручную, чтобы показать солдат так, будто бы все произошло только вчера. Но как столетие назад удавалось в режиме реального времени запечатлеть окопы и поле боя? На этих кадрах — реальные люди прямо с места событий?
Забытые имена
Сейчас вряд ли кто-то, кроме самых искушенных почитателей немого кино, помнит британских кинорежиссеров Джоффри Мэлинза и Дж. Б. Макдауэлла. С их работами, однако, знакомы сотни и миллионы. И в том числе отснятые ими кадры можно видеть в фильме Питера Джексона.
Практически вся британская кинохроника времен Первой мировой войны была отснята для правительственной организации British Topical. Большая часть пленок — авторства Мэлинза и Макдауэлла, и эти кадры вы могли видеть во множестве документальных фильмов, снятых с того момента.
Психическое здоровье женщины в зрелые годы
42 проверенных способа изменить себя
5 простых вещей, которые продлят вам жизнь на 22 года
Новости меняют лицо
Доктор Лоуренс Нэппер изучил изменение техники ведения новостных репортажей во время Первой мировой войны.
«Война разразилась в июле 1914 года, однако почти до конца 1915-го британским кинооператорам, снимавшим новостные сюжеты, был запрещен въезд во Францию, — говорит он. — Отчасти это происходило потому, что в то время кино считалось развлечением для рабочих. Никто в Уайтхолле не знал, как реагировать на бесконечные требования кинокомпаний, таких как, например, Pathe, дать им доступ в окопы и траншеи. Новости еще только зарождались, и до войны в них показывали исключительно положительные сюжеты: лодочные состязания или визит королевской семьи куда-либо».
Переломным моментом стал показ почти 70-минутного документального фильма «Битва на Сомме», основанного на материалах Мэлинза и Макдауэлла. «Этот фильм, — говорит доктор Нэппер, — стал самым популярным в истории британского кино той эпохи. Все жаждали знать, как обстоят дела на фронте».
Хотите улучшить память? Эти 6 забавных способов для вас!
Чего не делали в действительности эти люди?
Экстремальное изменение внешности: как это удается звездам
Стивен Бэдси из университета Вулверхэмптона большую часть научной карьеры посвятил изучению кинохроник времен Первой мировой войны.
«Одна из причин, по которым операторам новостей было позволено выезжать во Францию, заключалась в том, что Британия больше не могла опираться на добровольцев», — говорит Бэдси. По его словам, в этот период было отснято около 1 000 различных кадров, коротких фильмов и полноценных полнометражек.
Правда и ложь
«В документальных фильмах тех лет есть кадры, потрясающие и в наши дни. Это первые кинорепортажи с места военных действий. Но вкусы публики менялись. К лету 1917 года британцы устали от длинных кинофильмов, и тогда правительство Британии выкупило компанию Topical Budget и начало выпускать дважды в неделю короткие ролики о войне. Пропагандистская машина Уайтхолла пришла в движение», — рассказывает доктор Нэппер.
Мэлинз и Макдауэлл, отстранившись от политических интриг в родной стране, продолжали снимать кинохроники на Западном фронте. Для этого они использовали большие ручные камеры, прикрепленные к штативу-треножнику, а потому не слишком мобильные. И тут возникает вопрос: это и вправду настоящие кадры с места событий?
Чем кофе полезен для здоровья?
Альберт Эйнштейн доказал реальность призраков?
Какие фразы нежелательны при разговоре с ребенком?
Доктор Нэппер считает, что это сложный вопрос: «В фильме Питера Джексона есть кадры из «Битвы на Сомме», на которых солдаты готовятся к бою. Мы знаем, что это реальные кадры с места событий отчасти потому, что нам известно, где и когда именно Джоффри Мэлинз снимал их. Но также у нас есть кадры артиллерийских ударов по немцам, а самих немцев мы не видим из-за расстояния. И нам приходится здесь верить на слово операторам камеры.
Иногда считают, что операторы вплотную приближались к солдатам во время боя. И это уже неверно. На самом деле, отснятые крупным планом взрывы, которые можно видеть в фильме Питера Джексона, происходили в отдалении и снимались из траншей, а уже в наше время кадры были отсканированы и увеличены с помощью цифровых технологий».