Совершенно недавно инженеры в Самаре испытали свое новое детище – многофункциональный дрон-подлодку. Робот был назван «Глайдероном». Инновационное устройство изобрел местный политехнический институт. В виде теста подлодка желтого цвета обследовала подводную часть опор железнодорожного моста через реку Сок. Об испытаниях «Глайдерона» поговорим ниже.
Что сказала Екатерина Пантелей
Екатерина Пантелей является инженером-программистом регионального учебно-научного центра по проблемам защиты информации региона Среднего Поволжья РУНЦ «Информационная безопасность». «Обычные камеры неэффективны под водой, так как российские реки слишком мутные. Прозрачность воды в среднем равна от 20 см до 2-3 м, — говорит Екатерина. – «Глайдерон» оснащен акустической аппаратурой, которая в реке Сок позволила увидеть рельеф на дистанции до 60 м. В будущем этот дрон будет дорабатываться – инженеры хотят его сделать менее зависимым от оператора и более маневренным.
В области роботизированной аппаратуры для подводных изысканий сегодня мало продуктов. Это связано со спецификой работы под водой, так как для оборудования и человека эта среда агрессивная. Более того, радиосвязь в толще воды действует лишь на сверхдлинных частотах. Чтобы уловить их, нужно иметь мощные источники излучения, а их на оборудование нашего класса монтировать нецелесообразно».
Подробности испытаний
В создании дрона-подлодки «Глайдерон» принимали участие ученые Самарского политеха, сотрудники научно-производственной компании «Сетецентрические платформы» и конструкторского бюро «Талисман».
В процессе испытаний своего детища специалисты смогли составить карту рельефа и глубин возле моста на реке Сок. Им не удалось обнаружить дефекты, представляющие опасность для будущей эксплуатации этого моста.
Чтобы дрон успешно выполнял свою работу, специалисты его слегка модифицировали. Они изменили конструкцию винтов, благодаря чему устройство теперь умеет развивать большую скорость и лучше держится на волнах. Также была улучшена маневренность аппарата и изменена балансировка.
А еще база данных «Глайдерона» была дополнена сведениями о бетонных конструкциях и железнодорожных мостах. Новая версия программного обеспечения позволяет дрону в подводном и полупогружном состоянии все время придерживаться установленной глубины и ходить по заданному маршруту в автоматическом режиме. Кроме того, «Глайдерон» был снабжен особым акустическим оборудованием, полученным по спецзаказу из Жуковского.
Планы специалистов
Ученые Самарского политеха сказали, что планируют модернизировать программную часть «Глайдерона» и систему связи, чтобы оператор мог удаленно подавать ему команды. Также инженеры изменят конструкцию подлодки, чтобы она на поворотах стала более маневренной.
В настоящее время общепринятые подводные изыскания гидротехнических конструкций, таких как мосты, дамбы, газо- и нефтепроводы, стоят очень дорого. Поэтому большинство компаний реализуют их раз в 5-10 лет. Специалисты говорят, что применение «Глайдерона» позволит уменьшить расходы и ускорить процесс таких изысканий.
Немного о «Глайдероне»
«Глайдерон» — это универсальный робот. С его помощью можно брать пробы грунта, воды и воздуха, исследовать прибрежные зоны и акватории, перевозить боеприпасы и небольшие грузы, обслуживать гидротехнические конструкции. В настоящее время «Глайдерон» учится спасать тонущих людей: с течением времени он сможет подныривать под человека и транспортировать его к берегу. По сути, в этом аппарате объединены в единую модульную систему летательное беспилотное устройство и подводно-надводный автономный прибор.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание