«Я убит подо Ржевом…». Это начало и название одного из самых знаменитых стихотворений, включенных в школьную программу. Его написал Александр Трифонович Твардовский, советский поэт, большую часть своего творчества посвятивший Великой Отечественной войне. В основе стихотворения лежит реальная история о гибели простого солдата в одном из кровопролитных боев.
История гибели и воскрешения
Героем поэтического произведения, отрывки из которого вот уже в течение нескольких десятилетий школьники заучивают наизусть, является реальное лицо – Бросалов Владимир Петрович, матери которого была отправлена похоронка, извещавшая о гибели сына. В письме командования сообщалось, что Владимир Бросалов геройски погиб 25 сентября 1942 года и похоронен близ одной из деревень в Калининградской области.
Однако позже выяснилось, что солдат жив. Получив тяжелое ранение в ногу, он был отправлен в госпиталь им. Бурденко (Москва).
В один из дней раненым нанес визит знаменитый поэт. Здесь произошла встреча Твардовского с матерью солдата, которая показала ему похоронку и поведала о приключившейся с ее семьей истории. Ее рассказ очень взволновал поэта и вдохновил его на создание стихотворения, ставшего впоследствии знаменитым.
Реальная основа
Стихотворение, созданное в 1946 году, повествует об одном из самых напряженных событий войны – битве за Ржев (1942). В те времена Ржев являлся важнейшим железнодорожным узлом, открывавшим путь к столице. Шли ожесточенные бои за город. Полк, в котором служил солдат, история которого легла в основу стиха, получил приказ любой ценой взять стратегически важную высоту.
Приказ выполнялся ценой невероятных усилий и огромных потерь. В живых оставалось уже только полтора десятка бойцов, когда на них налетели «юнкерсы». Стремясь укрыться от очередного захода пикировщиков, Бросалов бросился под бревенчатый накат, усыпанный землей. Раздался оглушительный взрыв. Боец потерял сознание. Его полностью завалило. Фактически солдат оказался погребенным заживо.
Санитары его обнаружили только на другой день: кто-то заметил сапог, торчащий из-под земли. Стали копать и поняли, что солдат дышит. Спасенный наотрез отказался от госпитализации. Солдат в течение нескольких дней находился в санчасти родного взвода, а затем снова встал в строй. Через какое-то время ему довелось пережить тяжелое ранение. Из госпиталя о ранении солдата Бросалова было сообщено матери, уже похоронившей сына. Исход мы знаем. После встречи матери бойца и известного поэта родился замысел стихотворения «Я убит подо Ржевом…»
Завещание живым
Это знаменитое стихотворение написано в форме монолога солдата, погибшего в бою. Смерть настигла его внезапно и была чудовищной. В результате разрыва снаряда от бойца не осталось ни следа. Он словно бы стал частью природы, полностью в ней растворился.
Погибший боец размышляет о том, что у него нет даже могилы. Но у него отсутствует малейшее сожаление по этому поводу. Главное, о чем он беспокоится, это исход сражения, ведь за победу он заплатил жизнью. Стихотворение пронизано уверенностью в том, что все огромные потери этой войны не напрасны. Все, кто погиб за Родину и Победу, произносили перед смертью эти два священных слова. Автор уверен, что гибель такого громадного числа людей не должна бесследно кануть в историю. О ней необходимо помнить. Все мы должны быть достойными такой великой жертвы.
Стихотворение представляет собой выраженное в монологе погибшего солдата завещание мертвых живым. Солдат завещает своим побратимам биться до конца, не жалея себя, и обязательно победить врага. Он мечтает воскреснуть хотя бы на один миг, чтобы разделить с живыми радость победы.
В стихотворении стерты грани между мертвыми и живыми. В те грозные для страны времена одна цель была у погибших и оставшихся в живых. Этим единением автор подчеркнул мысль: сила духа русского народа настолько крепка, что ее невозможно сломить ни в какой войне.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание