Европейцы эпохи верхнего палеолита вред ли могли бы себе представить, что через 27 тысяч лет они станут причиной жарких споров среди ученых. Эксперты до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, действительно ли эти древние европейцы могли отрезать себе пальцы.
Как возникли эти подозрения?
Оказывается, на множестве пещерных рисунков, найденных на территории всей Европы, изображены ладони с отсутствующими пальцами или фалангами. Споры о том, что значат эти рисунки, не прекращаются на протяжении десятилетий. Могли ли эти древние художники сгибать пальцы, чтобы создать иллюзию их отсутствия? Либо же у них и в самом деле были ампутированы пальцы рук? И если да, то почему?
В своей новой статье ученые говорят о том, что ампутации, возможно, были не только реальными, но и преднамеренными. Однако их коллеги не поддерживают эту точку зрения, утверждая, что авторы этой статьи были плохо информированными.
Отсутствующие пальцы
Большинство рисунков таинственных рук, найденных в пещерах Испании и Франции, были созданы около 22-27 тысяч лет назад. В некоторых случаях для создания рисунков древние художники погружали руки в краску, а затем прижимали их к стене пещеры. В других случаях к стене прижимали чистую руку, тогда как художник разбрызгивал краску вокруг нее, создавая так называемый «негатив» отпечатка.
На большинстве рисунков, найденных в 40 европейских пещерах, где были изображены отпечатки рук, присутствуют все пальцы, сказал Пол Петтитт, археолог из Университета Дарема, который не участвовал в исследовании и назвал его «плохо информированным». В ходе нового исследования, опубликованного 21 ноября в онлайн-версии журнала «Палеолитическая археология», ученые рассматривали рисунки, найденные в семи пещерах. На каждом из них была нарисована хотя бы одна рука с отсутствующими пальцами. Это грот Гаргас, пещеры Кэскэ, Тибиран, грот Ла Гранде и пещера Марго во Франции, а также пещеры Фуэнте дель Тручо и Мальтравиезо в Испании.
На протяжении десятилетий исследователи предлагали различные варианты, чтобы объяснить эти недостающие пальцы. Идеи были разными: одни ученые говорили, что древние художники потеряли пальцы, другие настаивали на версии их обморожения, третьи считали, что на рисунках изображен какой-то непонятный нам язык жестов либо метод подсчета.
Добровольная ампутация
Студентку-археолога Бреа Макколи из Университета Саймона Фрейзера в Британской Колумбии заинтриговала мысль о том, что отпечатки рук с недостающими пальцами могут быть доказательством их фактической ампутации. Эта идея появилась у нее после рассмотрения случаев из более поздней истории, когда людям преднамеренно ампутировали пальцы. Бреа Макколи вместе со своими коллегами не ожидала, что ей удастся найти много примеров для подтверждения своей гипотезы. Исследуя старые данные о случаях ампутации пальцев, а также этнографию, она нашла примеры преднамеренной ампутации пальцев в 121 различных культурах по всему миру. Таким образом, становится ясно, что эта практика широко распространена на каждом континенте.
Акт жертвоприношения
Исследователи обнаружили, что чаще всего люди отсекали себе пальцы в знак траура или в качестве жертвоприношения. В одном докладе от 1825 года описывается пожилая женщина из числа коренного населения Южной Африки, которая отсекала себе по пальцу каждый раз, когда умерли трое ее детей.
Были найдены также доказательства того, что некоторые люди отсекали себе пальцы, чтобы обозначить свою принадлежность к определенной группе или профессии. Так, к примеру, в некоторых группах аборигенов, проживающих в Австралии, ребенку отрезали фалангу мизинца, чтобы обозначить будущего рыбака. В нескольких культурах частичная ампутация пальцев могла быть также частью брачных традиций. Также пальцы могли отрезать в качестве наказания либо же в качестве трофея во время войны.
Макколи и ее коллеги пишут, что многие из этих причин являются относительно редкими, либо же применимыми только к определенным сегментам общества. Исследователи говорят, что наскальным рисункам лучше всего соответствует практика отрезать фаланги пальцев в случае жертвоприношения или траура.
Добровольная ампутация также посылает мощное сообщение о принадлежности к определенной социальной группе, говорит Макколи. Это своего рода метка, которая постоянно оставалась с человеком и показывала всем окружающим, на какой болезненный и потенциально опасный шаг он пошел, чтобы подтвердить свою принадлежность к группе.
Возражения ученых
Тем не менее, эта практика не очень хорошо сочетается с недостающими пальцами в европейском пещерном искусстве, сказал Петтитт. Если ампутация происходила добровольно, то отсекали, как правило, мизинцы. Было бы неразумно отрезать больше. Однако отпечатки рук в пещерах показывают, что у древних европейцев недоставало не только мизинцев. Например, в пещере Коске некоторые рисунки выглядят так, как если бы художник выпрямил указательный палец, а все остальные согнул так, чтобы каждый их них выглядел короче предыдущего.
Доисторическая шутка
Отпечатки рук с согнутыми пальцами легко реплицируются, о чем писал в своей книге «Природа палеолита» археолог их Университета Аляски Фэрбенкс Дейл Гатри еще в 2006 году. Попробовав самостоятельно воссоздать рисунки с отпечатками рук, археолог пришел к выводу, что эта задача была очень простой даже для древних европейцев. Он предположил, что все эти рисунки были сделаны пещерными художниками ради забавы.
Макколи признает, что ее исследование вряд ли положит конец эти дебатам. Скорее, оно должно напомнить остальным ученым, древние художники могли действительно терять пальцы, и это обстоятельство не следует упускать из виду.