И талантливый автор может написать скверную книгу. Литература, как и любой другой вид искусства, состоит из двух главных ингредиентов, — творчества и ремесла. Плох художник, не умеющий рисовать, каким бы нестандартным видением окружающего мира он ни обладал. Там, где нет профессионализма, не бывает достижений. Настоящее мастерство состоит в том, чтобы избежать типичных огрехов, характерных для произведений графоманов и простых бездарей. Изучать ошибки, допущенные писателями (даже выдающимися) можно бесконечно. Самые грубейшие из них рассмотрены в этой статье.
Ошибка 1: писать и редактировать одновременно
Когда текст, что называется, «идет», не нужно мешать этому процессу. Это вдохновение, в такие часы рождаются интереснейшие сюжеты, перед глазами возникают сладостные или ужасные картины, колоритные персонажи и неожиданные повороты событий. Совершенно неуместно терять главную нить, отвлекаясь на стилистику, синтаксис и даже грамматику. Описки, ошибки, тавтологии, пропущенные или лишние запятые, — все это может быть исправлено потом, когда общая картина будет обозначена на бумаге.
Ошибка 2: отсутствие конфликта
Если все чудесно, то неинтересно. Без конфликта нет сюжета. Конечно, в наш технологический век можно было бы даже разработать компьютерную программу, которая будет генерировать различные варианты столкновений «хороших и плохих парней», но это тоже будет перегиб (а может быть, такое уже применяется некоторыми писателями). Борьба «хорошего с еще лучшим», характерная для некоторых произведений авторов эпохи соцреализма, наводит на читателя тоску. Нет, конфликт обязан быть настоящим, начинаться практически сразу, и его предмет должен интересовать многих людей. И персонажам придется пострадать, и самому писателю, изобретая их судьбы.
Ошибка 3: предсказуемый сюжет
Перед тем как что-то написать, нужно многое прочитать. Это необходимо хотя бы для того, чтобы убедиться в том, что подобный задуманному сюжет не использовал уже какой-то другой писатель. Конечно, скорее всего, издательство укажет на выявленные аналогии, но лучше все же самому обогатить свою память глубоким знанием мировой литературы. Замысловатые способы совершения преступлений уже описаны Артуром Конан Дойлом, Агатой Кристи и многими другими классиками детектива, а любовные перипетии – мастерами женских романов. Всего на свете прочитать невозможно, но в своем жанре следует ориентироваться свободно.
Ошибка 4: стереотипные персонажи
В свое время А.П. Чехов вдоволь наиздевался над «пожилыми дамами со следами былой красоты», «обедневшими дворянами», «преданными лакеями, служившими еще старым господам» и прочими «тетками из Тамбова», в совокупности составлявшими набор литературных штампов начала XX века. Не изжиты клише и сегодня, а возможно, их стало больше. Более того, иногда без них не обойтись, иначе читатель не поймет, кто есть кто. К тому же если все персонажи будут совсем уж нетипичными, то излишняя оригинальность тоже на пользу не пойдет. Но избегать заведомых штампов все же нужно. А чтобы их знать, опять же следует побольше читать.
Ошибка 5: главные герои несимпатичны
Нет, они не должны быть ангелами, сошедшими с небес. Идеальный персонаж столь же скучен, как и бесконфликтный сюжет. Определенным набором недостатков снабдить героя даже необходимо, опасно только переусердствовать в этом деле.
То, что положительный образ должен вызывать симпатию, очевидно, но и отрицательное обаяние злодея делает роман куда интереснее, чем если прекрасный рыцарь будет сражаться с исчадием преисподней. Враг должен быть сильным, умным, коварным и в каком-то смысле привлекательным, иначе борьба с ним станет рутинной, а сюжет утратит остроту.
Ошибка 6: писать без вдохновения
Этим чаще всего страдают литераторы, уже добившиеся популярности, ставшие известными и «сделавшие себе имя». Их связывают обязательства перед издательствами, срок сдачи рукописей и прочие беды, о которых начинающие авторы лишь мечтают. Но и им стоит помнить о том, что если что-то пишется без интереса, то читаться оно будет так же.
Ошибка 7: писать в нелюбимом жанре
Есть модные направления литературы, в которые иногда авторы (особенно молодые и начинающие) стремятся «впрыгнуть», чтобы успеть насладиться скороспелыми плодами непродолжительной популярности. Они подобны хамелеонам и всегда готовы «сменить окраску» в пользу того, что лучше продается. Стремление продавать рукописи вполне естественно, но и о цене успеха забывать не стоит. «Выезжать» на модном жанре для настоящего писателя — все равно что мужчине жениться без любви, на одном приданом. Деньги есть, а счастья нет.
Ошибка 8: персонажи говорят «одним голосом»
И обычно он принадлежит самому автору. Нет, речь одного персонажа не должна походить на манеру изъясняться, свойственную другому герою. Читателю интересно «слышать», как говорят действующие лица, и если у каждого из них есть свой голос, то это можно считать успехом для любого писателя, и известного, и начинающего.