Мы живем в динамично развивающемся мире, в котором люди ежедневно пользуются множеством электронных гаджетов. С одной стороны, они предоставляют нам большие возможности, позволяя решать самые разнообразные задачи, но, с другой стороны, цифровая среда оказывает на нас негативное влияние. Как недавно выяснили ученые из МГПУ, чрезмерное использование компьютеров, смартфонов и интернет-планшетов может привести к целому ряду проблем, которые негативно сказываются на психическом и умственном развитии.
Влияние цифровой среды на развитие детей
Его изучением занимаются многие российские и зарубежные компании. Если ребенок проводит слишком много времени с электронными гаджетами, то это негативно сказывается на его психическом развитии. Однако проблема заключается в том, что данные слишком разрозненны, поэтому составить единую картину очень сложно.
Недавно российские ученые провели комплексное исследование воздействия цифровой среды и ее отдельных факторов с целью установления причинно-следственной связи в психическом развитии школьников. Наибольшие риски связаны с устройствами, используемыми детьми в развлекательных целях. При этом тяжесть последствий зависит от того, в каком возрасте у ребенка появляется свой телефон или планшет.
Какими могут быть последствия?
По мнению ученых, цифровая среда воздействует на психику на высших функциях. Она может привести к следующим нарушениям у ребенка:
- задержка развития речи;
- проблемы с вниманием и концентрацией;
- нарушение памяти;
- снижение логических способностей.
Чаще всего эти проблемы проявляются в школьном возрасте, что негативно сказывается на уровне успеваемости, саморазвитии и творческих способностях. Об этом рассказал профессор МГПУ Сергей Степанов. Он утверждает, что при ограничении экранного времени можно добиться положительной динамики развития высших психологических функций.
Реальная картина современного общества
Согласно официальной статистике, около 60% российских школьников регулярно пользуются электронными гаджетами в развлекательных целях и только 40% — для обучения и просмотра образовательных программ. При этом более 70% родителей не имеют ничего против того, что их дети по многу часов сидят в своих телефонах, играют на компьютере или смотрят телевизор. А все потому, что взрослые не сильно далеко ушли от современных подростков. Многие из них находятся в настоящей зависимости от своих смартфонов или планшетов.
Как утверждают ученые, минимизировать негативное влияние цифровой среды на детей можно путем развития интеллектуальных и творческих способностей. А для этого требуется реформирование современной системы образования, которая нуждается в создании креативной направленности.
Ученые убеждены, что внедрение в процесс обучения рефлексивно-сотворческих технологий и искусственного интеллекта может помочь в этом. Но вот без дополнительного финансирования ничего не получится. Остается только надеяться, что в ближайшем будущем данные технологии появятся, и тогда можно будет говорить о результате.