На днях академик Лев Зеленый, глава Института космических исследований РАН, сообщил, что в настоящее время в России начинается разработка автоматической межпланетной станции «Венера-Д». «Сейчас с проектировщиками заключаются договоры, — сказал он. – Мы начали разработку технической части проекта. Состоялось совещание Роскосмоса и руководства РАН, мы приняли решения, в основном о венерианской программе». Более подробно о новой космической миссии России будет рассказано далее.
Новая венерианская миссия
Ученый утверждает, что базовые границы венерианской программы России будут установлены в процессе проектирования. Первым этапом изучения планеты станет отправка станции «Венера-Д». Сегодня заключаются соглашения с исполнителями работ – ИКИ РАН и НПО им. С. А. Лавочкина (находится в составе Роскосмоса).
Проектирование может продолжаться 2 года. «Мы думаем, что первый аппарат отправится к Венере в 2029 году», — сказал Лев Зеленый. В рамках венерианской миссии эксперты планируют решить задачу транспортировки на Землю почвы со второй от Солнца планеты. Ее реализуют после исполнения программы посадки, изучения района приземления и образцов. Новая миссия по обследованию Венеры включает отправку в космос трех научных устройств.
О миссии более подробно
«Проект «Венера-Д» продолжит изучение Венеры при помощи субспутника, посадочного и орбитального аппаратов, оснащенных научным оборудованием широкого спектра, — говорят ученые ИКИ РАН. – Мы планируем включить в проект долгоживущую станцию, которая будет действовать на поверхности Венеры примерно 60 суток».
Такой сложный космический проект будет реализован впервые. В этом ученым помогут мировой и российский опыт в области методик космического машиностроения, повышения качества радиосвязи в космосе и создания крохотных измерительных устройств.
Это продолжение базовых изысканий Венеры, которые проводились в 60-80-е годы и в начале 90-х американскими и советскими миссиями. Тогда эксперты получили множество сведений, касающихся состава и строения атмосферы и поверхности Венеры, скоростей ветра. И все же многие вопросы остались нерешенными. Ученые ничего не знают об эволюции Венеры, о ее гигантском парниковом эффекте и многое другое. Конечно, европейский орбитер «Венера Экспресс» смог получить некоторые данные, но этого недостаточно.
Проект «Венера-Д» обеспечит новый качественный уровень исследований Венеры, когда отслеживаемые природные явления можно тестировать и с орбиты, и находясь на поверхности планеты.
Первое исследование Венеры
Известно, что Венера названа в честь древнеримской богини любви и является второй планетой Солнечной системы. Ученые СССР занялись ее изучением в 1961 году. За несколько десятков лет страна отправила к Венере около 20-ти космолетов, которые исследовали поверхность и окрестности объекта. Процесс изучения осложнялся тем, что астрономы не знали ничего о давлении и температуре на планете. И все же Советский Союз добился таких высот в своих начинаниях, что Венеру наименовали «русской планетой».
Автостанция «Венера-1» стала первым космолетом, который пролетел на близкой дистанции от Венеры. Это был также первый в истории космический аппарат, созданный для исследования иных планет. На разных стадиях запуска «Венеру-1» также именовали «Спутник-8» и «Тяжелый спутник 02». Тогда ученые пытались отыскать на планете, поверхность которой покрывал облачный слой и плотная атмосфера, природные условия, похожие на земные.
Запуск «Венеры-1» был осуществлен при помощи ракеты-носителя «Молния» в 1961 году 12 февраля в 5:09 по МСК. Но это был не первый запуск к Венере. За 8 суток до старта «Венеры-1» в космос пытались отправить такой же аппарат 1ВА №1. Но он не смог подняться в воздух, так как разгонное устройство не включилось в нужный момент.
Станция «Венера-1» пролетела в 100 000 км от поверхности Венеры и вышла на ее орбиту. Когда расстояние между космолетом и Землей превысило 3 млн км, радиосвязь оборвалась из-за выхода бортовых приборов из строя. Станции «Венера-1» удалось передать землянам подтверждение о наличии плазмы солнечного ветра в космосе, данные замеров параметров космических лучей и солнечного ветра в районе Земли.
Воодушевленные конструкторы отправили к объекту еще пару «Венер», но их запуски не удались. Тогда началось создание «Венеры-2» и «Венеры-3» — межпланетных автоматических станций новейшего уровня.
Последующие венерианские миссии СССР
Строительством «Венеры-3» занималось Опытно-конструкторское бюро-1 под управлением Сергея Королева, основоположника практической космонавтики и советского ученого. Этот космолет состоял из спускаемого устройства и орбитального отсека. Он был запущен в 1965 году 16 ноября в 4:19 по МСК с космодрома Байконур. Станции удалось долететь до Венеры, но 1 марта 1966 года она врезалась в поверхность планеты.
Вместе с ней была отправлена станция «Венера-2», которая пролетела на дистанции 24 000 км от поверхности Венеры и стала перемещаться по эллиптической траектории вокруг Солнца, то есть вышла на гелиоцентрическую орбиту. Оба космолета не смогли передать никаких данных о планете. И все же при помощи этих станций ученые смогли изучить космические лучи, магнитные поля, микрометеориты, потоки солнечной плазмы и многое другое.
После к Венере полетела станция «Венера-4», с помощью которой советские ученые узнали, что атмосфера второй планеты Солнечной системы на 90 % состоит из углекислого газа.
Последующие миссии – «Венера-5» и «Венера-6» — вошли в атмосферу Венеры и передали сведения о ее глубоких слоях. А в 1970 году, 15 декабря, на поверхность «русской планеты» впервые в истории человечества была осуществлена посадка.