Восточные традиционные шерстяные ковры и ткани на протяжении веков славились своими прекрасными узорами. Людей всегда зачаровывали стойкость их красок, столетиями сохранявших свои яркие цвета. Все это в полной мере относится к древнейшему в мире ковру, найденному в древнем кургане в Восточном Алтае, принадлежащем пазырыкской культуре.
Это была одна из самых сенсационных археологических находок в этом регионе, сделанная еще в 1947 году. Ковер из тончайшей овечьей шерсти был соткан около двух с половиной тысяч лет назад. Как краски сумели сохранить свои яркие цвета в течение многих лет, оставалось загадкой. Сегодня химикам удалось раскрыть секрет пазырыкского ковра. Для этого им пришлось применить рентгенофлуоресцентную микроскопию.
Что обнаружили ученые с помощью микроскопа
Для того чтобы тщательно исследовать ковер, ученым пришлось прибегнуть к помощи микроскопа. Они смогли увидеть, что нити, которые использовались при его изготовлении, были окрашены в охристые, красные, синие и желтые цвета, и все они за прошедшие тысячелетия не потеряли своей яркости.
Многочисленные археологические раскопки показали, что в древнем мире искусство окрашивания текстильных изделий было очень хорошо развито. В особо больших масштабах оно практиковалось на Ближнем Востоке и в регионах Центральной Азии. Древние ткачи для окрашивания своих изделий использовали различные технологии.
Нити в те далекие времена изготавливались из материалов животного и растительного происхождения. Для того чтобы добиться их прочной окраски, необходимо было прокрасить всю толщу волокна так, чтобы краситель полностью проник в его поры. Так как пазырыкский ковер был соткан из шерсти, то его волокна состояли из различных жироподобных веществ и белков-кератинов. В этом случае, чтобы добиться стойкой окраски, необходимо было применить метод ферментации, который увеличивал проникновение красящих веществ к центру волокон.
Какие использовались методики при окрашивании тканей
Из древних манускриптов до наших дней дошли описания различных методик, используемых при окрашивании ковровых изделий и тканей. Одна из них заключалась в том, что шерсть после окраски сушили под прямыми лучами солнца в течение трех-четырех недель. После этого она какое-то время служила в качестве подстилки для домашних животных. Затем она промывалась в проточной воде, опять высушивалась, и из нее начинали прясть нити для ковров и тканей.
Еще одна методика описывала традицию изготовления анатолийских ковров. В этом случае состриженную с овец шерсть, перед тем как покрасить, замачивали на некоторое время в закваске, приготовленной из пшеничных отрубей. Эта процедура способствовала развитию плесневого грибка Geotrichum candidum, который разлагал в течение трех недель липиды верхнего слоя шерстяного волоса, увеличивая таким образом его проницаемость для красящего вещества.
Какие пигменты использовались при окрашивании пазырыкского ковра
Тщательно проведя исследование красных шерстяных волокон, из которых был соткан пазырыкский ковер, ученые пришли к выводу, они содержали пигмент, известный как «красный турецкий».
Это красящее вещество в течение многих веков использовалось ткачами Центральной Азии и Дальнего Востока. Пигмент придавал ткацким изделиям характерный красный оттенок благодаря такому веществу, как ализарин, содержащемуся в корнях растения марена красильная.