Едва ли может отыскаться такой человек, который бы ни разу в своей жизни не слышал крылатой пословицы «В здоровом теле – здоровый дух». Более того, те, кто получил специальность филолога, с легкостью озвучат ее на латыни так, как она выглядела изначально: Mens sana in corpore sano.
Если спросить таких людей, как они понимают эту пословицу, то ответ у всех будет, скорей всего, один и тот же: если человек обладает здоровым телом, то и дух, обитающий в нем, также здоров. Иначе ведь и быть не может. Не станет ведь здоровый дух селиться в нездоровом теле.
Но жизнь довольно часто вносит свои коррективы в эту словесную формулировку, и мы видим, что внешне здоровые люди в духовном плане оказываются достаточно слабыми, и наоборот, больной человек с физическими недостатками может выявить невероятную силу духа, борясь со своим недугом.
История появления этой фразы-пословицы
Многие, кто пытался глубже вникнуть в смысл этой крылатой фразы, задавался вопросом, могла ли она когда-то, в другие времена, полностью соответствовать истине? Обратившись к истории в поисках ответе на этот вопрос, мы найдем его в древнеримской эпохе. Корни этой пословицы находятся там, и выглядела она несколько иначе. К знакомой нам фразе из четырех слов надо добавить еще два, и тогда она полностью меняет свой смысл.
Mens sana in corpore sano – avis rara — именно так звучит эта пословица, которая, как утверждают некоторые историки, принадлежала римскому поэту-сатирику Ювеналу. Она буквально означает, что встретить в здоровом теле здоровый дух является очень редким везением. Недаром Ювенал в своих стихах писал, что об этом стоило помолиться богам.
Когда и зачем была искажена знаменитая фраза
Изменение первоначального значения не могло не вызвать споры в среде историков и специалистов по древнеримскому литературному наследию на тему, какой смысл было вырывать ее из контекста, а также, когда это произошло. Оказывается, смысл был, и немаленький. Он носил чисто педагогический характер.
Считается, что искажение знаменитой фразы произошло в XVII-XVIII веках. Тогда знаменитые в Европе философы и просветители Локк и Руссо проповедовали в обществе идеалы развития души и тела в полной взаимной гармонии. Они говорили, что каждый человек должен был стремиться к этой цели через постоянную работу над собой, а не только, как советовал древнеримский поэт Ювенал, обращаться к богам.
Как о римском поэте узнали в России
По историческим сведениям, имя древнеримского поэта-сатирика стало известно в России благодаря Петру Первому. Случилось так, что во время его путешествия по Европе, он случайно увидел в одной книжной лавке сборник сатир Ювенала в голландском переводе. Петр приобрел книгу и стал с интересом читать стихи знаменитого поэта. Возвратившись на родину, он ознакомил с творчеством Ювенала своих ближайших соратников. С тех пор римский поэт-сатирик стал среди российских дворян очень популярным. В те времена даже считалось, что умение «поговорить» об Ювенале являлось признаком прекрасного светского образования. Об этом в поэме «Евгений Онегин» упоминал Пушкин, описывая своего главного героя.
Искаженный перевод известной пословицы также прекрасно вписался в идеологическую основу советского строя, фундаментом которого была марксистская теория, утверждающая, что именно бытие определяет сознание. Это означало, что основой любого государства выступает экономика, а культурное развитие общества – это всего лишь надстройка. Автоматически подобное утверждение переносилось и на бытие отдельно взятого человека, чье духовное здоровье должно было иметь под собой крепкую физическую основу – здоровое тело.
Децим Юний Ювенал
Знаменитый римский поэт-сатирик Ювенал получил отличное по тем временам образование. Он был прекрасным оратором, а также занимался преподаванием ораторского искусства. Писать сатирические стихи он стал намного позже, и лишь к сорока годам стал известен как поэт.
Наибольших высот в литературном творчестве Ювенал достигает к 100 г. нашей эры. Из-под его пера выходит множество сатирических произведений, 16 из которых дошли до наших дней. В них поэт ярко описывает падение нравов правящей верхушки, контраст между ними, утопающих в роскоши, и нищетой народа во всей Римской империи. Эти блестяще написанные сатиры принесли Ювеналу мировую славу.