Для того чтобы усовершенствовать систему образования, необходимо знать ее слабые места. Лучше всего осведомлены о проблемах те, кто непосредственно задействован в данной сфере, то есть ученики и учителя. В начале нового учебного года эксперты выяснили, на что чаще всего жалуются современные школьники.
Распространенные жалобы
Детский омбудсмен Анна Кузнецова рассказала о результатах опроса в рамках исследования. Выяснилось, что родителей чаще всего не удовлетворяет еда, питание в образовательных учреждениях. А вот дети не особо обращают внимания на данный фактор. Больше их беспокоят конфликты с учителями – этот пункт стоит у большинства учеников на первом месте.
Вторую позицию занимают токсичные отношения в коллективе, то есть разногласия и ссоры с одноклассниками. Некоторые дети жалуются, что их не принимают сверстники, а постоянная конфронтация весьма выматывает.
Тревожный звоночек
Естественно, такие результаты опросов не могут не насторожить. Дети проводят в школе большую часть времени. Они контактируют с одними и теми же людьми практически ежедневно на протяжении долгих часов. Если атмосфера в классе или образовательном учреждении в целом токсичная, то можно только представить, в каком эмоционально угнетенном состоянии будет пребывать ребенок. Это негативное влияние на психическое здоровье отразится и в будущем, и может привести к появлению комплексов, к плохой социализации. Есть ли выход из такой ситуации? Как можно избежать конфликтных ситуаций или урегулировать их?
Служба школьной медиации
По мнению детского омбудсмена, эффективный способ решения проблемы — это усовершенствование службы медиации. Создание подобной службы регулируется законом.
Кузнецова настаивает на том, что педагогам и родителям учеников нужно объединить общие усилия, чтобы создать комфортные для детей условия, чтобы они не ходили на учебу как на каторгу, а с удовольствием посещали учебное заведение.
Каков принцип действия службы школьной медиации? По сути, он похож на суд. Одна и вторая сторона конфликта высказывают свои претензии. Третье незаинтересованное лицо все внимательно выслушивает, а потом предлагает пути решения проблемы.
Данная система будет функционировать только в том случае, если «судья» будет беспристрастным. Здесь главная цель — не найти виновного в конфликте, не наказать кого-либо, а подумать, как можно решить ситуацию и как построить дальнейшее взаимодействие.
Кто же может выступать в роли третьего лица? В идеале это должен быть школьный психолог. Но также допускается вариант привлечения в качестве медиатора кого-то из старшеклассников либо из родителей учеников.
Алгоритм разрешения конфликтной ситуации путем использования школьной службы медиации выглядит примерно так:
- стороны конфликта подают заявку;
- далее происходит встреча сторон (если конфликт серьезный, то встреч может быть несколько);
- контрольная встреча сторон спустя месяц после конфликта;
- анализ решения проблемы медиатором (в идеале он должен составить отчет).
По мнению Министерства образования, это наиболее действенный способ улаживания и урегулирования школьных конфликтов.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание