Томскими учеными разработана и проверена на практике технология утилизации старых покрышек. Отечественные специалисты решили, что раз резину делают из нефтепродуктов, почему бы не задействовать обратный процесс?
Химия и жизнь
Еще недавно отработанные покрышки считались «мертвым грузом», мало пригодным для переработки. Как правило, их складировали на полигонах, на которых они периодически сгорали в «случайных» пожарах.
Но современная наука позволяет и такому некондиционному товару найти применение. Причем весьма полезное.
Специалистами Томского политеха разработан метод выделения из автомобильных покрышек ценного морозостойкого мазута. Его свойства позволяют не замерзать и сохранять свои свойства вплоть до морозов в -50 °С.
Обычные мазуты густеют и застывают при снижении температур от +10 до -10°С. Однако сибирским ученым удалось вдвое снизить в переработанном продукте концентрацию вредной серы, что и позволило достичь выдающихся качеств.
Экспериментаторы создали исследовательскую установку, в которой мелко перемолотую резиновую крошку подвергают обработке перегретым водяным паром. Под действием химического процесса, называемого паровой газификацией, и получают инновационный мазут.
Его морозоустойчивость и относительная экологичность вследствие уменьшения в составе серы позволяют использовать нефтепродукт в Арктике. Этот регион не только выделяется экстремальными погодными условиями, но и уязвим перед техногенными загрязнениями из-за скудной и чрезвычайно хрупкой экосистемы.
Другие материалы переработки – попутный газ и мелкодисперсный технический углерод – также найдут достойное применение.