13 мая 1836 года в России начали строить первую железную дорогу между Царским Селом и Петербургом с продлением до Павловска. Для того времени это было технологическое чудо. Люди описывали ее так: «Стальной конь, везущий сразу много‑много карет».
Дитя промышленной революции
Царскосельская железная дорога была первой железнодорожной веткой общественного пользования в Российской империи, соединяющей Витебский вокзал с царской резиденцией. Протяженность линии составила 27 км. Из них 23-километровый участок Петербург — Царское Село и 4-километровый участок Царское Село — Павловск.
Железные дороги стали строить в 18 веке задолго до изобретения паровозов. Они предназначались для транспортировки грузов в вагонетках или вагонах на заводах и рудниках. В качестве тягловой силы запрягали лошадей. После создания парового двигателя животных заменили провозы.
Первую пассажирскую линию открыли в Англии в 1825 году. Она вызвала ажиотаж. Прокатиться на паровозе могли позволить себе только состоятельные жители. Царская семья в России не хотела отставать от других стран. Учитывая плохое состояние грунтовых дорог, железнодорожный транспорт был не прихотью, а необходимостью.
Начало проекта
Строительство было поручено австрийскому инженеру чешского происхождения Францу Герстнеру. Он отправился в турне по Германии, Бельгии и Великобритании, чтобы изучить опыт, а также заказать локомотивы, вагоны и чугунные рельсы. Хотя в Европе использовалась колея 1435 мм, Герстнер выбрал ширину 1829 мм, так как считал, что она наиболее подходящая для условий России.
Для строительства и эксплуатации дороги австрийским инженером было создано акционерное общество, в котором заправлял близкий к царскому двору граф Алексей Бобринский. Работы начались 13 мая 1936 года. Было необходимо проложить рельсы, построить здания вокзалов, депо, вспомогательных объектов.
Строительство и опытная эксплуатация
Дело спорилось. В первый же месяц выделенные 1400 солдат и 2500 рабочих протянули 5 км железнодорожного полотна. К 12 октября было проложено более 23 км. Наибольшие трудности возникли при прохождении ручьев, оврагов и каналов. Потребовалось возвести 42 моста, которые были полностью достроены только к июню 1837 года.
Несмотря на хорошую работу, в сроки не укладывались. Чтобы не терять время, Герстнер предложил открыть для опытной эксплуатации короткий участок между Царским Селом и Павловском. Но первый пробный состав, отправившийся в путь 9 октября 1836 года, тянул не поезд. В вагоны запрягли лошадей.
Железная дорога оказалась прочной, состав на конной тяге курсировал без происшествий. После обкатки путей 15 ноября состоялось испытание доставленного из Англии паровоза, а 3 дня спустя он уже возил прогулочные вагончики между Царским Селом и Павловском.
Хорошие результаты
Паровая машина британской фабрики Хакворта работала без нареканий. 29 ноября паровоз потянул поезд с 256 пассажирами по маршруту Павловск — Царское Село — село Большое Кузьмино. Длина маршрута составила 7,5 км. Дальнейшие испытания и показательные поездки были продолжены в 1837 году.
11 ноября 1837 года после завершения строительства Витебского (Царскосельского) вокзала состоялось торжественное открытие всей линии. По этому случаю инженер Герстнер сам вел трехосный паровоз с символическим названием «Проворный», который тянул 8 пассажирских вагонов. Дорога из столицы в Царское Село заняла 35 минут. Назад ехали уже смелее, потратив на дорогу 27 минут. Средняя скорость превышала 50 км/час, а на прямых участках локомотив разгонялся до невиданных в те годы 63 км/час.
Первый опыт оказался удачным
На первых порах поезда ходили преимущественно по праздничным дням, а конная тяга использовалась вплоть до 4 апреля 1838 года. Хотя изначально проект считался дорогой игрушкой для царского двора, Царскосельская железная дорога быстро стала важным транспортным узлом.
Первые 7 локомотивов были поставлены между 1836 и 1837 годами, шесть из них привезли из Великобритании и один из Бельгии. До 1897 года было закуплено в общей сложности 34 локомотива, в том числе и на российском заводе Максимилиана Лейхтенбергского (на фото выше).
Уже в первые годы по железной дороге перевозили до 600 000 пассажиров, а к 1898 году пассажиропоток достиг 1,6 млн человек. Изначально проект не имел большого экономического значения, но послужил толчком для дальнейшего развития железнодорожной сети в России.
К концу 19 века Царскосельскую железную дорогу включили в состав участка Петербург — Витебск. В 1902 году ее колея была сужена до нового русского стандарта 1524 мм. В настоящее время это часть Октябрьской линии.