Имя дизайнера Люси Дафф-Гордон сегодня не говорит ни о чем широкой аудитории. О нем могут знать разве что преданные историки моды. А ведь именно Люси стала первой серьезной бизнесвумен, войдя в мужской мир бизнеса. Она также создала первый прототип бюстгальтера и впервые выпустила на подиум манекенщиц.
Вопреки стереотипам и правилам
Люси родилась в столице Великобритании, Лондоне, в 1863 году. Впоследствии она жила в Канаде, на Нормандских островах, но в итоге вернулась на Родину. В возрасте восемнадцати лет вышла замуж, но уже спустя шесть лет брак рухнул: причем, по инициативе Люси.
Нужно отметить, что в те времена к разводам относились в обществе крайне негативно. И если семейная жизнь оказывалась невыносимой, то женщины предпочитали терпеть: лишь бы избежать осуждения. Но Люси, будучи по натуре бунтаркой, не захотела мириться с рукоприкладством и алкогольной зависимостью мужа. Поэтому она подала на развод, чем шокировала общество, которое считало, что удел жены — это терпение и смирение, а мужчина имеет право вести себя, как хочет.
Но Люси было все равно, что о ней подумают. От мужа она ушла в никуда, да еще и с ребенком на руках. Чтобы как-то прокормить себя, женщина стала шить одежду. Получалось это у нее неплохо. Талант Люси впервые оценила ее сестра Элинор, которая была писательницей. Она приобрела себе наряд у родственниц, а потом хвасталась обновкой перед подругой, тем самым делая сестре рекламу. Вскоре к Люси потянулись новые клиентки.
Первые успехи
Бизнес пошел в гору. Женщина открыла свой модный дом «Люсиль». В числе постоянных клиенток у модельера были известные по тем временам актрисы Гэби Дэслис, Мэри Пикфорд. Леди из высшего общества выстраивались в очередь, чтобы заполучить наряды от Люси. Можно сказать, что наша героиня стала первой художницей по костюмам.
Тогда подобной профессии не существовало, поскольку актрисы одевались в те наряды, которые были у них в гардеробе. Но так получилось, что к Люси стали обращаться артистки, выступавшие на сцене театров, с просьбой создать платья для тех или иных спектаклей. С учетом их пожеланий модельер и создавала одежду.
Вскоре ассортимент продукции увеличился. А все благодаря тому, что Люси придумала дизайн шляпки для актрисы, принимавшей участие в спектакле «Веселая вдова». Другим клиенткам также захотелось, чтобы Люси создала для них эксклюзивные головные уборы. А для актрисы Лили Элси модельер и вовсе создала и повседневный, и сценический гардероб, а еще продумывала каждый образ и даже давала рекомендации по макияжу.
Опережая время
Что же такого уникального было в продукции Люси? Модельер в своих мемуарах писала о том, что каждый наряд является отражением индивидуальности каждой ее клиентки. Люси стала первой, кто стал пропагандировать отказ от тугих корсетов. Они придумала прототип современное бюстгальтера, а вместо нижнего белья из фланели и батиста предложила красивое шелковое кружевное белье, приятное телу. Люси опережала моду и в том плане, что предлагала доселе невиданную свободу, делая платья с разрезами на юбках так, чтобы было видно ноги.
Считается, что именно Люси стала впервые устраивать такие модные показы, на которых наряда демонстрировали реальные манекенщицы. Ранее платье просто висели на манекенах. Каждый показ Люси был словно театрализованным шоу. На показах собирались все «сливки» британского общества: бароны, баронессы, богатые и знатные дамы.
Замужество и расширение бизнеса
Бизнес стал набирать такие серьезные обороты, что Люси осознала, что без верного помощника и соратника ей не обойтись. Тогда она предложила сотрудничество бизнесмену Космо Даффу-Гордону, а в итоге получила от него предложение руки и сердца. Брак с предпринимателем поспособствовал еще большей раскрутке бизнеса.
В 1918 году модный дом уже приносил владелице два миллиона долларов в год — баснословные по тем временам деньги. Люси искренне ненавидели все другие бизнесмены, ведь она была единственной женщиной, кто руководил такой серьезной корпорацией с несколькими тысячами людей в подчинении. Модельер стала первой бизнесвумен такого масштаба: раньше считалось, что место женщины только на кухне.
Бизнес развивался. Вскоре салоны Люси стали открываться по всей Европе. Также модельер стала вести колонки в популярных изданиях о моде Good Housekeeping и Harper`s Bazaar.
Кстати, по поводу брака. Люси особо не скрывала, что это был коммерческий ход. С мужем они практически не жили вместе и виделись довольно редко. Замужество с бизнесменом открывало новые перспективы. Люси при жизни отмечала, что несмотря на востребованность в Великобритании, все равно вход в высший свет был ей заказан, поскольку она в свое время она решилась на развод.
«Шлюпка миллионеров»
В 1912 году Люси вместе с мужем отправилась в Нью-Йорк, чтобы открыть новые салоны в Америке и тем самым расширить бизнес. Супруги поплыли на «Титанике» — печально известном судне, потерпевшем крушение. Очень странно, что на борту они зарегистрировались под вымышленными именами мистера и миссис Морган.
Люси и ее муж спаслись, однако оказались на скандальной шлюпке миллионеров. Тогда шумиха поднялась из-за того, что вместо сорока человек на лодке поплыли двенадцать. А все потому, что кто-то стал отстреливаться от нежеланных соседей. И у супругов Дафф-Гордон начались суды. Тот факт, что они оказались на шлюпке миллионеров, нанес сильный удар по репутации и бизнесу Люси.
Какое-то время салоны еще приносили прибыль: причем, по большей части американские, но не европейские. Последние потерпели фиаско в процессе Первой мировой войны, когда дома мод стали массово закрываться, а население обеднело и им стало не до покупки дизайнерских нарядов.
Финал
В двадцатых годах бизнес уже едва-едва держался. Крушению бизнеса поспособствовал и тот факт, что Люси овдовела и лишилась покровительства авторитетного и богатого избранника. Последний салон был закрыт во Франции в середине тридцатых годов. В этот же период скончалась и его владелица и основательница. Кстати, с 71-летнего возраста она жила в доме престарелых.
Правнучка модельера продолжила дело именитой родственницы. У нее бренд нижнего белья, названный в честь прабабушки.