Отдельные школьные правила, которых стараются придерживаться миллионы школьников и их родителей как в России, так и в странах ближнего зарубежья, на деле и не правила вовсе. Так, скорее, традиции, установившиеся со временем. И их можно нарушать, порой во благо самому ребенку.
О запрете на списывание
Почему вы решили, что на самостоятельных и контрольных нельзя списывать? Да, контрольная — это проверка того, как ученик усвоил полученные знания, и по всем правилам, именно накопленный в голове «багаж» ученик должен продемонстрировать.
Но списывать можно, правда, так, чтобы учитель не видел, и любой ребенок должен это понимать. На самом деле, списывание — это даже хорошо. Как минимум, это прекрасная тренировка смекалки, которая полезна для любого человека в любом возрасте. Увы, во взрослой жизни человеку постоянно встречаются такие вопросы, на которые он не знает ответа. Уж тут смекалка окажется как нельзя кстати.
Было бы прекрасно, если бы учителя разрешали детям готовить шпаргалки на контрольные. Но только собственноручно. В этом есть немало плюсов: во-первых, в процессе подготовки ребенок конспектирует нужный материал, выбирая самое важное (и запоминает его), а во-вторых, тренирует смекалку и ловкость, продумывая, куда он спрячет шпаргалку и как будет списывать.
Разумеется, не не нужно разрешать использование таких шпаргалок в открытую. Списал незаметно — молодец, был пойман с поличным — пересдача или занижение оценки.
Угрозы исключением из школы
И родители, и дети боятся отчисления ребенка из школы, которым учителя раз от раза угрожают маленьким бунтарям и лентяям.
Далеко не все знают, что исключить ребенка никто не имеет права. На стороне ученика стоит сам закон — № 273-ФЗ, в ст. 43 и ст. 61 которого сказано, что исключить ребенка, не достигшего 15-летнего возраста, невозможно. А вот старшеклассникам нужно быть осторожнее.
Но так ли страшно отчисление, если оно действительно случится и будет произведено по всем правилам и законным основаниям? Разумеется, нет. Дело в том что наше государство заботится о получении начального образования каждым человеком, поэтому оно всегда будет на стороне школьника. Даже если старшеклассник был исключен, он может продолжить получение знаний в вечерней школе.
Покупка специальных книг и тетрадей
Когда учитель предлагает классу купить специальные тетради или книги для обучения, родители должны понимать, что это не их обязанность, а прихоть преподавателя. Школы обеспечены всем необходимым для того, чтобы ребенок получил знания по намеченной программе.
Наказать ребенка за то, что он не купил особенную книгу или тетрадь, никто не имеет права, снизить оценку тоже. В этом случае, даже если большая часть класса занимается по другой литературе, учитель должен обучать школьника по учебнику, предложенному программой. И оценивать его знания, а не наличие тетради или книги, которую, по его мнению, должны купить все. Его задача — спланировать урок так, чтобы ничьи права не ущемлялись, и все учащиеся получили знания в полной мере.
Нельзя пользоваться гаджетами
Пока некоторые учителя (особенно старой закалки) протестуют против использования гаджетов на уроке, и родители, и школьники должны понимать: их эксплуатация на самом деле не запрещена. Правда, речь идет о применении в образовательных целях.
Имея что-то против того, чтобы ребенок нагружал свой рюкзак стопкой тяжелых учебников и тетрадей, вы можете купить для него электронную книгу и загрузить в нее всю необходимую литературу. Но тут главное, чтобы содержание электронных учебников полностью соответствовало бумажному варианту. На практике с этим часто возникают проблемы.
Использование гаджетов во время уроков лучше заранее согласовать с учителями. Желательно, чтобы этим занимались родители.
Уроки после уроков
Оставлять детей после уроков (особенно за провинности) никто не имеет права. Есть четкое расписание, которому должны следовать все.
Много вопросов вызывают задания, которые преподаватель дает на лето или каникулы. Обязаны ли дети их выполнять? Нет, не обязаны, но их выполнение рекомендовано. Тех, кто проявил тягу к знаниям и освоил летнюю программу, обычно поощряют — это правильный подход.
Дети и уборка
Пока некоторые классные руководители добросовестно расписывают график уборки в аудитории, обязуя учеников заниматься ею по очереди, многие даже не догадываются, что это не правило, а очередная школьная традиция. Дети могут проявить желание помочь в уборке аудитории, но они не обязаны этого делать — для таких целей есть специальный персонал, который получает деньги за работу.
Что касается мытья полов, то в отношении этого вообще действует категорический запрет — детей не должны привлекать к такому процессу и тем более заставлять носить ведра с водой.
Разумеется, в некоторых ситуациях школа может попросить родителей оказать помощь в большой уборке. Но принимать участие в ней или нет — дело добровольное. Вы вполне можете отказаться приезжать и мыть или красить что-то — никто за этого ничего не сделает. И, конечно же, не исключит вашего ребенка из школы или не оставит его без оценки в четверти по какому-то предмету. К сожалению, некоторые классные руководители позволяют себе такие угрозы, а родители и дети верят в них.
Сборы на нужды школы и класса
Другой бич современной школы — вечные сборы денег то на нужды класса, то в фонд образовательного учреждения. Об этом было сказано много, но повторимся еще раз: никто не должен ничего сдавать. Государство полностью финансирует образовательные учреждения всех уровней (кроме частных, разумеется).
Если вам доказывают, что выделенных средств не хватает, просто скажите, что обратитесь в соответствующие органы, чтобы те разобрались, кто и куда распределяет эти деньги. Поверьте, вопрос сразу будет закрыт. Исключать из школы и лишать ребенка оценок за это никто не станет — не имеют права.
Чем кормят, то и ешьте
Если ребенок жалуется, что в школе его плохо кормят, обратите на это внимание, особенно если вы оплачиваете питание из своего кармана.
Многие родители полагают, что нужно спокойно принимать то, что есть, мол, чем кормят, тем мой ребенок и будет питаться… В реальности все немного не так.
Родители имеют полное право контролировать питание ребенка в школьной столовой. А если дети массово жалуются на него, то и вовсе организовать контроль работы столовой. Для этого достаточно скооперироваться с родителями других детей из класса. Главное, уведомить администрацию учреждения, и вы можете посещать столовую в то время, когда кормят детей. Запретить это никто не вправе.
О правоте учителя
Аксиома, что учитель всегда прав, неверна. Дети могут и спорить с ним, и искать новые источники получения знаний. Но почему-то многие ученики предпочитают слепо доверять тому, что 20-30 лет подряд говорит преподаватель, не обновляющий при этом собственные знания (а мир, между прочим, меняется). Самое страшное, что родители с ранних лет вбивают в головы ребенка мысль о том, что спорить с преподавателем нельзя, ведь все, что он говорит, — истина.
Если учитель снижает оценку только за то, что знания ребенка отличаются от изложенных на занятиях, но полностью соответствуют программе, он нарушает права ребенка. Дети имеют полное право получать информацию из любых источников и высказывать свою точку зрения относительно тех или иных сведений, и даже спорить с преподавателем. Конструктивная дискуссия — это нормально, она никак не должна влиять на оценку за знания или на отношение учителя к ученику за расхождение во мнениях.