Можно до хрипоты спорить, какой танк был лучшим в годы Второй мировой войны, и не прийти к единому мнению. Одни руководствуются патриотическими чувствами, вторые учитывают технические характеристики, для третьих важны финансовая сторона вопроса и количество произведенных единиц.
Поэтому разумнее создать подборку самых запоминающихся танков, представляющих разные государства и танкостроительные школы. Так как о советской бронетехнике мы и так знаем много, сосредоточимся на моделях других стран.
Т-34, СССР
Только со стороны Советского Союза в войне принимало участие около трех десятков моделей, не считая значимых модификаций, самоходок, прототипов и опытных изделий, проходивших испытания, но не запущенных в серию. Каждый из танков предназначался для определенных задач, поэтому говорить, какой из них лучше, какой хуже, не совсем корректно.
Одни использовались для прорыва фронта, другие – в маневренных боях, третьи – при разведке и рейдах в тылу врага с возможностью самостоятельно преодолевать водные препятствия. Но все же были и удачные, и неудачные модели. Символом победы многими признается легендарный Т-34 (главное фото).
Он был принят на вооружение незадолго до вторжения фашистской Германии на территорию Советского Союза и фактически являлся лучшим на тот момент. По воспоминаниям немецких офицеров, их бросало в дрожь при одном виде этих грозных машин. Но воспользоваться технологическим преимуществом в начале 1941 года советские военачальники по ряду причин не сумели, хотя «тридцатьчетверки» уже поступали в войска.
Первоначальная конструкция постоянно совершенствовалась, и когда появился Т-34-85, он стал идеальным танком для крупносерийного производства. Простой в изготовлении, надежный, относительно дешевый, с хорошим орудием и неплохой броней – этакий универсал, широко применяемый для разных типов задач. Всего было выпущено около 70 000 единиц разных модификаций, что делает его самым массовым танком в истории.
M4 Sherman, США
Так называемый кавалерийский танк был основным в армии США. Его нельзя назвать передовым, так как Америка в те годы не обладала развитой школой танкостроения. Но на его плечи легла основная тяжесть сражений на Западном фронте. Впрочем, за счет массовости «Шермана» – произведено 50 000 единиц – с лихвой покрывались его недостатки.
M26 Pershing, США
Нам американские танки мало знакомы. Между тем у США помимо среднего «Шермана» был отличный тяж «Першинг». Он специально разработан для борьбы с немецкими «Тиграми» и «Пантерами». Впрочем, во всей красе M26 Pershing проявил себя гораздо позже – в Корейской войне 1950-х годов.
Churchill, Великобритания
«Черчилль» — один из любимых танков игроков известной компьютерной игры. В реальности являлся самым массовым в армии Великобритании и поставлялся в советские войска по ленд-лизу. Из 250 машин модификаций Churchill Mk.II, III и IV было создано 4 гвардейских танковых полка.
Это одна из самых тяжелых бронированных машин Второй мировой. Несмотря на солидную массу в 38 тонн, способен был взбираться на крутые склоны и преодолевать препятствия. Полюбился танкистам за высокую живучесть благодаря отличному бронированию – 101-152 мм во лбу. Калибр орудий менялся по ходу войны от 40 до 75 мм. Существовал вариант с 95-мм гаубицей.
Crusader, Великобритания
«Крусейдер» — весьма интересный танк крейсерского типа. Недостаточно вооруженный и бронированный, но юркий, быстрый и скорострельный. В отличие от пехотного «Черчилля», на 19-тонного «Крестоносца» не возлагалась обязанность прорыва эшелонированной обороны. Он должен был врываться в позиционные бреши и стремительно развивать наступление. Сыграл важную роль в сдерживании и последующем разгроме фашистских войск в Северной Африке.
Tiger I-II, Германия
Многие специалисты называют немецкую бронетехнику конца войны лучшей. В этом есть резон. «Тигры» и «Пантеры» являлись эталонами. С отличным бронированием и мощными вооружением, один на один с ними не могли соперничать танки других стран. Даже не все самоходки пробивали их в лоб.
Но проблема состояла в том, что фашистская Германия из-за ограниченных ресурсов оказалась не способна производить их в требуемом количестве. Было произведено всего около 2000 единиц. Они были дорогими, сложными в исполнении и пожирали ценное горючее бочками. Ставка на чудо-оружие и гигантизм не сработала.
Выпускались разные модификации «Тигров», официально именовавшихся Panzerkampfwagen VI. Это были настоящие монстры поля боя, весившие до 57 тонн для серии Tiger I и 68 тонн для Tiger II. Разработанное к концу войны 88-мм орудие «Королевского тигра» пробивало все существующие на тот момент виды техники.
Panther, Германия
Немецкая «Пантера» стала ответом на советский Т-34. Несмотря на внушительную массу в 45 тонн, относился к среднему классу. Это самый массовый танк фашистской коалиции, выпущенный в количестве 6000 штук. Несмотря на выдающиеся характеристики и высокую огневую мощь, часто ломался, был сложен в производстве и эксплуатации.
Panzer III, Германия
Panzerkampfwagen III, он же Pz.Kpfw.II,I в начале войны составлял основу «бронированного кулака» вермахта. Модель не была выдающейся, но умелое использование позволило совершить Гитлеру несколько блицкригов.
Хорошими качествами «Панцера» были подвижность, удобство и защищенность перед полевыми 45-мм орудиями начального этапа ВОВ. Главным недостатком – слабое вооружение и малый задел для модернизации. К концу 1942 года не представлял опасности на поле боя и был заменен другими моделями.
Char B1, Франция
По военно-техническому потенциалу перед Второй мировой войной Франция не уступала Германии, а в отрасли танкостроения заметно превосходила. Но коррупция и чехарда во власти привели к тому, что основным танком к началу боевых действий так и остался разработанный в начале 1930-х Char B1.
Впрочем, несмотря на архаичную конструкцию, он был оснащен мощными орудиями и толстой броней. Но этого было недостаточно для победы медлительного тяжа над мобильными «картонками» Третьего рейха. Тем более произведено их было всего 400 единиц.
L3/L5, Италия
При описании Второй мировой авторы «стыдливо» обходят стороной такой класс бронетехники, как танкетки. Мол, они не вписываются в масштабы грандиозной войны, где бал правили грозные «Тигры», стремительные «тридцатьчетверки», вездесущие «Шерманы».
Но на долю танкеток выпали многие тяготы боев. Мало кто знает, что одним из самых многочисленных танков на Курской дуге были «крошечные» советские Т-70 размером с легковушку. Они были почти бесполезны с точки зрения огневой мощи, но отвлекали на себя внимание немецких танков и артиллерии. И тем самым сдерживали наступление немцев.
В подборке этот тип вооружения представлен итальянским L3/L5, также известным как Carro CV3/33. Почему именно им? Муссолини возлагал на них большие надежды и активно использовал в колониальных войнах, где для туземцев мобильные танкетки представляли серьезную опасность. Кстати, их применяли и на Восточном фронте.