Пройдет совсем немного времени, и наши семилетки распрощаются с детским садом и пойдут в первый класс. Все родители хотят оградить своих детей от обид и конфликтов, но к сожалению, никакое общение без них не обходится. Научить своих детей и научиться самим находить компромиссы и предупреждать ссоры в отношениях с окружающими — задача непростая, но сделать это необходимо, чтобы не совершать распространенных ошибок. О некоторых из них мы расскажем в этой статье.
- Родители не учитывают перемены в жизни ребенка
- Не вините во всем лень
- Не игнорируйте страхи и тревоги ребенка
- Дайте время на адаптацию
- Не поддерживайте бессмысленные требования учителя
- Можно ли избежать конфликтов в детском коллективе?
- Конфликт между учителем и учеником
- Как поступать, если инициатором буллинга является учитель?
Родители не учитывают перемены в жизни ребенка
Мамам и папам необходимо понимать, что ребенок переживает очень серьезные перемены, к которым ему необходимо привыкнуть. Прежде всего, он попадает в незнакомый коллектив. Его день стал совсем непохож на прежнюю жизнь. Его время теперь делится на уроки и перемены.
Первоклассникам не должны задавать домашние задания, но родители знают, что в действительности их задают. Поэтому у семилетнего человека появляются и первые обязанности. Теперь другие взрослые люди оценивают его способности с помощью отметок. Ребенку приходится носить школьную форму и сидеть практически без движения, когда так хочется играть.
Нельзя считать, что ребенок, посещавший до школы подготовительные курсы, полностью овладел необходимыми навыками: его психика и организм еще не готовы к таким переменам. Неусидчивость и рассеянность — это две проблемы, которые невозможно решить до определенного возраста. Этот показатель для каждого ученика индивидуален.
Не вините во всем лень
Это распространенное заблуждение многих родителей, считающих, что основная проблема первоклассника заключается в его лени. Гораздо чаще лень — это лишь отсутствие мотивации. Психолог Ирина Млодик считает, что ребенок может не хотеть выполнять чужие требования. Это учителям, а также родителям необходимы аккуратно заполненные прописи. Семилетний человек еще не понимает, зачем ему необходимо столько писать и сидеть над скучными учебниками.
В этом случае ребенок отвлекается на любые шорохи. Он может глядя в окно считать ворон или думать о чем-то своем. Ирина Млодик рекомендует в таких случаях сделать 10-минутный перерыв, а затем продолжить занятия.
Некоторые уроки не вызывают интереса. Это понятно и взрослым: мы ведь тоже не хотим заниматься любым делом. В этом случае важно привлечь ребенка к учебе без давления. Для этого потребуется много терпения, внимания, родительской смекалки.
Психолог Людмила Петрановская рекомендует поддерживать своего ребенка: время от времени сделайте что-то за него. Не опасайтесь, что из-за этого он вырастет ленивым человеком. В этом возрасте маленькому человеку очень важны ваша поддержка и забота, которые наверняка помогут ребенку в самый сложный момент.
Не игнорируйте страхи и тревоги ребенка
Когда в первом классе ученик слышит требования, которые он по каким-то причинам не может выполнить, а приходя домой слышит то же самое, то рано или поздно он окажет сопротивление. В семь лет сложно понять, зачем нужен этот аккуратный почерк и умение писать.
С началом учебы у детей появляются новые страхи: плохая оценка, отсутствие контакта с одноклассниками, забытая сменная обувь. Как правило, дома эти страхи крепнут. Нередко родители говорят, что двойка — это самая большая беда, которая может случиться в первом классе. Чтобы избавиться от этих страхов, ребенок тратит все силы, а на учебу их уже не хватает.
Дайте время на адаптацию
Психологи рекомендуют родителям первоклашек хотя бы на первый учебный год забыть о своих амбициях. Ребенку необходимо время на то, чтобы привыкнуть к новому образу жизни. Подумайте, учеба — это в данный момент неосознанный выбор ребенка. Это родители понимают, что учиться необходимо, а семилетний ученик предпочел бы игру учебе.
К сожалению, в нашей стране еще очень мало школ, где учитываются возрастные особенности учеников. Гораздо чаще учителя поступают, как им удобнее. Именно поэтому родителям необходимо дать время на адаптацию и тем самым помочь ребенку в такой сложный период.
Не поддерживайте бессмысленные требования учителя
Первоклассники даже в современных школах очень много пишут в прописях. А если условия и решение задачи записаны не в установленном порядке, задание не будет принято. Тех же требований придерживаются родители. После нескольких замечаний преподавателя родители строго следят за клеточками, отсчитанными в тетрадке по математике.
Детский психолог Людмила Петрановская говорит о здоровой позиции родителей по отношению к учебе ребенка. Она обращает внимание родителей на то, что развитие начинается из точки покоя. Поэтому когда в первом классе у ребенка покоя нет, не ждите от него больших успехов. Психолог считает, что не следует подыгрывать школе, которая часто перекладывает ответственность на школьника. Это задача взрослых – сделать учебу увлекательной для ребенка. И если малышу плохо или скучно в школе, то его вины в этом нет.
Мы разобрались с распространенными ошибками родителей первоклассников, но когда мы говорим о том, как подготовиться к 1 классу, нельзя не сказать о конфликтах в детских учреждениях. Психолог Анна Быкова заострила внимание родителей на этом вопросе.
Можно ли избежать конфликтов в детском коллективе?
Конфликты в школе неизбежны: кто-то кого-то обозвал, толкнул или пнул ногой портфель. Иногда ссора перерастает в травлю или драку. Родителям необходимо установить с ребенком контакт, чтобы он сам рассказывал обо всех происшествиях в школе. Только в этом случае есть шанс, что мама или папа обо всех конфликтах будут узнавать первыми и смогут посоветовать, как себя вести.
Как правило, в начальной школе конфликты решаются с участием педагога. Но параллельно родители дают другую установку: «Ты способен сам за себя постоять. Объясни, что твой портфель пинать ногами нельзя».
Конфликт между учителем и учеником
В таком конфликте родители должны занять позицию посредников, медиаторов, которые учитывают интересы ученика и педагога. Нельзя защищать только своего ребенка. Вернее, можно, но при условии, что ваша единственная цель — завершить в этой школе учебный год.
Если требования учителя адекватны, и ребенок в силах их выполнить, тогда необходимо работать с сыном или дочерью: выясните, что мешает ему сделать это. Когда вы считаете, что требования педагога неадекватны, подумайте, стоит ли ему доверять ребенка?
Как поступать, если инициатором буллинга является учитель?
Анна Быкова считает, что в начальной школе именно с подачи учителя чаще всего начинается буллинг. Как правило, происходит это неосознанно. К примеру, в класс приходит новенький, который педагогу напоминает кого-то, кого он не любил. Даже понимая тот факт, что перед ним совершенно другой ребенок, он проецирует негативные черты знакомого на ученика.
В этой ситуации сложно говорить о том, что учитель поступает непрофессионально, вполне вероятно, что по отношению к остальным ученикам он — самый лучший. Возможно, весь класс встанет на его защиту. Это сложная ситуация, которую может исправить только психотерапия, в ходе которой учитель поймет, что навесил какие-то проекции на своего ученика. К сожалению, крайне редко учителя в подобных ситуациях обращаются к психотерапевтам. Если родителям очевидно, что их ребенок попал в начальной школе в нелюбимые ученики, то целесообразнее сменить учителя.