Сегодня уже никого не удивляет, что женщина часто зарабатывает больше мужчины, вполне может купить себе собственное жилье и не переживать по поводу возможной разницы в характерах с мужем. Равноправие расставляет иные акценты во взаимоотношениях между супругами. И нередки случаи, когда мужчина после заключения брака приходит жить в квартиру жены.
На Руси таких мужей называли «примак», и отношение к ним было двойственное. Впрочем, в наши дни этот вопрос также актуален, как и столетия назад.
Множество причин одного явления
Попробуем проследить корни такого явления, как «примачество», при котором муж переходит жить в дом к родителям жены на определенных условиях. Причин тому было несколько, от вынужденных до обусловленных соображениями выгоды.
Например, если в семье было несколько детей, то младший ребенок должен был оставаться в родительском доме досматривать стариков, т. е. социальные законы диктовали стиль жизни. В случае, если «последышем» был сын, то все происходило достаточно предсказуемо. А если младшей была дочь, то здесь могло быть два варианта:
Принять примака могли и по необходимости, ввиду отсутствия других детей или их гибели в результате эпидемий или военных действий. В этом случае немощные старики рассматривали любые варианты: муж дочери или племянницы, супруг внучки, а иногда и овдовевшей невестки, повторно вышедшей замуж. И цена вопроса — выживание семьи.
Кроме вышеуказанных причин, существовали и другие:
- стремление сохранить целостность хозяйства, не деля его между детьми;
- возможность избежать набора в рекруты путем выкупа рекрутской очереди семьей жены.
Жизненные обстоятельства
Причин, по которым мужчина мог пойти в примаки, также было достаточно: это и бедность его семьи или вообще потеря имущества в результате каких-либо обстоятельств (война, неурожай, народные бунты, стихийные бедствия). Бывало и так, что семья жениха была состоятельной, но имущественный уровень семьи невесты был на порядок выше. Однако во всех случаях условия перехода в статус примака оговаривались в договоре.
Обычный порядок был таков: родители, выдавая дочь замуж, давали за ней приданое, которое становилось собственностью ее новой семьи. Муж в этом случае ни при каких обстоятельствах не мог иметь претензий к имуществу ее родителей. Поэтому и считалось, что дочь — отрезанный ломоть.
Однако не в случае мужа-примака, который после подписания договора между отцом или матерью невесты и женихом становился либо сразу полноправным хозяином дома, либо после определенного периода. На русском Севере до сих пор сохранились документы XVI века и более поздние, подтверждающие распространение подобной практики.
В «договорных письмах» часто указывалось, что зять берет на себя обязательства до смерти содержать престарелых родителей супруги, и только после этого он и его жена могут вступить в право владения имуществом.
Пункты договора
Договора составлялись с учетом каждой мелочи: учитывался имущественный взнос примака в хозяйство семьи жены; на какое имущество он может претендовать; какая работа по хозяйству ему вменяется в обязанность; какие условия должны соблюдать родственники примака. Ввиду сложной структуры крестьянских семей учитывались и возможные притеснения со стороны родных детей, а потому в договор могли внести пункт о выплате зятю от 100 рублей за каждый отработанный им год в случае, если братья жены пытались отобрать оговоренное имущество.
Часто прописывалось непременное условие о том, что в случае если примак досрочно прервет выполнение обязательств, то он теряет право на все имущество, оставаясь ни с чем.
Следует отметить, что разводы в России были большой редкостью, а потому «договорные грамоты» не могли быть изменены или расторгнуты.
Отношение к примакам нельзя было назвать доброжелательным: родня жены считала себя обделенной из-за него, а его родственники были уверены, что он хорошо устроился. Ни те, ни другие не знали, чего стоит участь примака — это и тяжелый труд, и необходимость терпеть вздорный характер тестя и тещи, а также другой родни без возможности что-либо изменить.
Сегодня эта тема не перестала быть актуальной, особенно в мегаполисах, где «понаехавшие» молодые люди зачастую используют все свои ресурсы (физические и интеллектуальные) для закрепления в столице или другом крупном городе.