Двадцать лет назад ЕГЭ водились в школе с благой целью. Таким образом предполагалось уничтожить кумовство при поступлении абитуриентов в вузы. В те времена бюджетники могли поступать в институты и университеты просто по звонку свыше или благодаря взяткам.
Не так давно в прессе появилась новость о том, что система образования в России скоро откажется от ЕГЭ. Некоторые депутаты высказали уверенность в том, что сдача экзаменов в школах и вузах в ближайшее время вернется к традиционному формату. Но легко ли через 20 лет будет вернуть все назад? Имеется ли современная альтернатива ЕГЭ?
ЕГЭ — больше не «угадайка»: качество современного ЕГЭ
Сегодня Единый государственный экзамен проводится на гораздо более высоком уровне, чем это было в первые годы ввода его в школах. Оцениваются знания выпускников под прицелом видеокамер и даже с использованием нейросетей для анализа данных.
Сами задания ЕГЭ — давно уже не коротенькие тесты, где нужно было выбрать лишь один вариант. Уже несколько лет ЕГЭ — это не обычная «угадайка». Те, кто этому не верит, могут попробовать пройти такое испытание самостоятельно на сайте Федерального института педагогических измерений. Чтобы сдать ЕГЭ, в наше время нужно уметь анализировать, приводить аргументы и показывать реальные знания.
Коррупционные риски и социальный лифт
Таким образом, ЕГЭ сегодня — достойные испытания, позволяющие с точностью определить уровень подготовки учеников школ. До введения таких испытаний у институтов была монополия на подготовку выпускников к поступлению, как отметила директор ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Клячко. Вузы зарабатывали на подготовительных курсах, а преподаватели — на репетиторстве. Отказ от ЕГЭ сегодня, таким образом, это очень высокие коррупционные риски.
Несмотря на заявления в прессе, многие политики и преподаватели пока не видят альтернативы ЕГЭ. Этот экзамен на настоящий момент является еще и неким социальным лифтом, позволяющим детям из провинции поступать в престижные вузы больших городов. Без ЕГЭ из-за кумовства такое с большой долей вероятности станет малоосуществимым. В престижных институтах в основном будут учиться те, кто проживает в данном конкретном городе.
Почему сложно отменить ЕГЭ
Как обязательный экзамен ЕГЭ начали применять в вузах более 12 лет назад. И отменить его так просто не получится. Нельзя взять и просто стряхнуть пыль с вузовских заданий и билетов 11-летней давности.
Плюс ко всему прочему учителя и ученики уже привыкли к ЕГЭ. Система тонко настроена, и возможно, резко ломать ее — не слишком удачное решение. Отмена ЕГЭ станет для школ очередным потрясением, что, безусловно, снова скажется на уровне подготовки учащихся.
Альтернатива
Недавно один из депутатов предложил создать особую электронную репетиторскую платформу и выделить каждому выпускнику на подготовку к экзаменам в вузе по 100 тыс. р. Однако многие эксперты посчитали эту инициативу вредной. Создание такой системы — это, по сути, признание государством бессилия школы и современного образования, считает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
А это на настоящий момент вовсе не так. Большинство учеников в наши дни занимаются с репетиторами не потому, что не могут получать знания в рамках школьной программы, а лишь для того, чтобы повысить балл для поступления в вузы.
Многие эксперты посчитали предложение депутата обычным популизмом. Даже в том случае, если система образования вдруг получит такие огромные средства, государству все равно нет никакого смысла брать на себя риски частного бизнеса. Создавать параллельно школе еще одну образовательную структуру с репетиторами, качество преподавания в которой проверить будет невозможно, — не слишком хорошее решение.
Частичная трансформация ЕГЭ
Отмена ЕГЭ, таким образом, по мнению многих экспертов, может принести школе больше вреда, чем пользы. Как считают специалисты, ЕГЭ обязательно стоит оставить хотя бы в качестве социального лифта.
Однако частичная трансформация этой системы все же возможна. По словам руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева, лет через 10 мы сможем увидеть совершенно другую практику проверки знаний у выпускников в школах.
Все достижения школьников в процессе учебы: оценки, участие в олимпиадах и пр. — будут фиксироваться в их цифровой биографии. Такая статистика будет вестись начиная с 4 класса. На основе этого портфолио выпускники смогут поступать в вузы.