Вопросы среднего образования порождают многочисленные дискуссии. Начиная с того, в чем состоит роль педагога в процессе воспитания, до вопроса об актуальности программы отдельных дисциплин. Изучены мнения, высказанные учеными, о том, как преподают разные предметы в школе от таких традиционных, как химия и физика, до родных языка и литературы. Вот что удалось выяснить.
Русский язык: проблема преподавания
При изучении языка путем рутинной зубрежки школьники запоминают, сколько существует типов склонения имен, глагольные спряжения, стараются заучить пункты исключений из правил и сложные случаи правописания.
Нельзя считать этот процесс бессмысленным, так как без названных правил невозможно усвоение норм письменной и устной речи. Но для школьников в большинстве случаев остается загадкой сам процесс, в результате которого сформировались эти нормы.
Многое из написанного в учебнике по русскому вызывает противоречия, не соответствующие нормам, которые выдвигает современная наука о языке, — это и особенности классификации предложений в зависимости от того, какова цель высказывания, и приставочно-суффиксальных способов образования слов, и сочинительно-подчинительного типов связи.
А еще в учебниках не сказано о диалектах. И даже при условии безупречного владения знаниями орфографии и пунктуации нет гарантии, что ученик понимает смысл прочитанного.
Физика: что надо изменить
Школьные курсы в своем большинстве засыпают ученика широким потоком информации. Ему надо запомнить многочисленные факты, законы и правила. Изучая конкретные физические законы, ребенок не имеет представления о том, как выглядит общая картина мира.
В итоге даже если школьник может решить задачу, для него остается непонятной внутренняя логика мироздания.
В связи с постоянным движением фундаментальной науки происходит развитие новых технологий, увеличение объема знаний. Поэтому нужно выделять больше времени на освоение этой важной науки. Ведь для современного человека обязательно понимать, как устроен и работает современный прибор и какие проблемы решают ученые-физики.
Проблема с математикой
Школьный курс математики пора кардинально переформатировать. Ведь изучение «царицы наук» требует не только умения решать уравнения, но и проявлять творчество, самостоятельность, умение найти красивое решение.
А школьники пользуются традиционным набором из алгоритмов, решая определенные задачи стандартного типа. И не задумываются о происхождении и смысле заученных ими формул. Это приведет в будущем к массе ошибок при решении задач.
Оформление решения задачи в математике требует неоправданно большого внимания. А ведь на первом месте должно быть объяснение решения. Сейчас же при неправильном оформлении условия задачи засчитывается ошибка.
Особенности преподавания химии
Ученики, ожидающие от уроков химии проведения захватывающих опытов, как правило, разочаровываются по причине их отсутствия. Преподавание этой дисциплины сводится к переписыванию и заучиванию формул, а также к решению задач.
Проблема недостатка практики часто вызвана отсутствием хорошо оборудованного кабинета и реактивов.
Помимо этого, часто отсутствует логическая связь между теоретическими блоками. Поэтому при решении уравнения реакций ученику часто непонятны не только фундаментальные физико-химические основы, но и их связь с жизнью.
К примеру, как изменяется картошка, когда ее жарят. Или вопрос о работе антипригарного покрытия, устройства окружающих нас вещей и их свойств. Объяснение всего этого на уроках отсутствует.
Преподавание литературы
При виде летнего списка книг, предлагаемых к прочтению, приходят в уныние не только школьники, но и сами учителя, да и составители программы, которые разделились на два лагеря.
Цель литературы в понимании одних педагогов — формировать у ребенка естественную потребность читать и творчески переосмысливать прочитанное, а также формировать речевые компетенции — чтения художественных текстов и создания собственных текстов различного жанра.
Чтобы воплотить такой подход, педагог должен обладать большой свободой самостоятельного выбора одной из примерных программ изучения литературы. Список произведений для чтения тогда будет основан на их базе, но в нем обязательно учтены интересы детей.
Приверженцы другого подхода, напротив, считают необходимым создать единый учебник по литературе.
Популярной является идея, что преподавать курс школьной литературы надо с опорой на воспитательную парадигму. Но искусство и мораль находятся в таких же сложных взаимоотношениях, как наука и религия, поэтому о сведении эстетического к этическому речи быть не может.
Школьное преподавание информатики
По мнению одних экспертов, школьникам во время уроков информатики надо заниматься созданием небольших учебных программ, других — освоением существующих программных систем для их грамотного использования, третьих —объяснением устройства современных видов информационных технологий, четвертых — знакомством с рядом важных и полезных математических задач и понятий, которые находятся за пределами традиционного курса математики.
В результате таких разногласий структура школьного курса информатики представлена самыми разными, слабо связанными между собой компонентами.
Проблемы с биологией
Учебники биологии дают много устаревшей информации. Преподавание основы биологии — теории эволюции — не изменилось с конца XIX века. Помимо этого, начинают учить биологию с изучения ботаники. Возможно, создатели программы считают, что изучение устройства и функционирования растений дается детям легче, чем строение людей и зверей.
Но шестиклассникам довольно нелегко выучить термины ботаники, и они начинают бояться этого предмета. Также имеет место отрыв между теорией и фактами.
Для проведения во время уроков биологии увлекательных экспериментов не пригодны многие из кабинетов. Необходимы специальные учебные наборы, позволяющие школьникам заняться выделением ДНК или трансформацией бактерий. Пока такие опыты проводят только в университетах.
Изучение истории России
Одной из основных проблем при изучении истории следует назвать недостаток осознанного отношения детей к этой науке. Большинство школьников заучивает факты и даты только с целью успешной сдачи ЕГЭ. Это приводит к банальному зазубриванию дат и фактов, которые после экзамена уже не понадобятся.
Еще одной сложностью является наличие множества интерпретаций одной и той же даты, которые противоречат друг другу. Их появление связано как с идеологическими манипуляциями, так и с естественными процессами развития истории как науки.
Преподавание этого спектра взглядов школьнику — задача чрезвычайно тяжелая. Есть предложение о создании единого учебника истории с представленными в нем обязательными для изучения фактами. Но и тогда многое будет зависеть от личности учителя, что имеет колоссальное значение при преподавании истории.
Главная задача историка — увлекать детей, а для этого преподавание должно быть живым и интересным. Младшим ученикам можно преподносить исторические сведения в виде сказки. Детям постарше – с объяснением причинно-следственных связей, которые объединяют исторические события. Главное, чтобы пересказ учителя не состоял из сухого набора фактов, ведь история — это жизнь людей.