Одна из самых любопытных загадок человеческой природы относится к детской памяти. Мы можем помнить многое из того, что происходило в нашей жизни даже в школьном возрасте. Однако вряд ли кто-то может похвастаться воспоминаниями, которые относятся к самым первым месяцам с момента рождения, хотя именно в этот период у нас формируются базовые навыки взаимодействия с миром.
Скрытые навыки
Изучением этой загадки занялись специалисты Йельского университета. Они выяснили, что уже в возрасте трех месяцев у младенцев формируется способность обрабатывать воспоминания с помощью гиппокампа. Но о полном развитии и функционировании этой части мозга пока еще рано говорить на тот момент.
Гиппокамп начинает полноценно функционировать только через несколько лет после появления человека на свет. Этот фактор специалисты называют ключевым с точки зрения определения наших способностей запоминать информацию в младенчестве.
В новом исследовании ученых Йельского университета доказано, что гиппокамп все-таки может кодировать информацию даже в раннем возрасте. Предлагается новая теория, согласно которой у маленьких детей есть возможность статистического обучения, но они пока не могут создавать эпизодические воспоминания.
Способности раннего познания
Под статистическим обучением понимается немало функций. Это и способность распознавать, и понимание информации с прогнозированием закономерностей. Именно этот функционал и помогает детям разбираться в свойствах и законах окружающего мира. Эпизодическая память подразумевает воспоминания о конкретных событиях. Прежде ученые считали, что эпизодическая память предшествует статистическому обучению, но теперь выяснилось обратное.
Для получения новых сведений о работе детской памяти ученые провели сканирование мозга 17 малышей в возрасте до двух лет. На графических материалах они выделили две основные категории сюжетов. В одной группе были случайные несвязанные изображения, а во второй наблюдалась определенная последовательность и структура.
Новые представления о памяти
Ученые сделали вывод, что параметры гиппокампа с возрастом и уровнем развития не оказывают влияния на способность мозга к статистическому обучению. Кроме того, выяснилось, что активность, вызванная наблюдением за структурированной серией изображений, происходила в передних долях гиппокампа, которые обычно не связаны с работой эпизодической памяти. Первые несколько лет жизни в процессе роста мозга задняя часть гиппокампа значительно увеличивается. Предполагается, что именно эта часть мозга обеспечивает функцию эпизодической памяти.
Все это привело исследователей к мысли, что статистическое обучение происходит в структуре самого гиппокампа без специальных схем эпизодической памяти. В то же время гиппокамп может обеспечивать поддержку статистического обучения младенцев еще до того, когда будет способен поддерживать функцию эпизодической памяти младенца. Независимо от самой возможности вспомнить что-либо из нашего раннего детства, образы этих воспоминаний все равно фиксировались мозгом и были нужны для процессов обучения и познания окружающей среды.