Не секрет, что образование играет важную роль в жизни детей: оно подготавливает их ко взрослой жизни. Насколько отличается обучение детей в разных странах? Из этой статьи вы узнаете, как обучают детей в Финляндии и чем хороша финская образовательная система.
Первые впечатления
Наталья, живущая в Финляндии, поделилась: «Я сильно волновалась, когда отправляла своего ребенка в 1-й класс. Меня удивило, что во время первого звонка никто не дарил цветы, не было песен и воздушных шаров: не ощущалась та праздничная атмосфера, к которой мы привыкли.
Примечательно, что помимо нас в школе также обучалось много детей из других стран: шведы, арабы, англичане и эстонцы.
Еще меня удивило, что от родителей не требовалось абсолютно ничего. Буквально все: от рюкзаков и канцелярских предметов до шлепанцев и личного полотенца, — моему сыну выдали в школе».
Особенности
Девушка продолжает: «Что еще понравилось, так это столовая. На сайте школы есть меню на целый месяц вперед. Ребенок самостоятельно выбирает себе все, что захочет. Учитываются любые пожелания детей, будь то особенности диеты или вегетарианские предпочтения.
Дети необязательно должны целыми днями сидеть за партами: они могут разместиться как на полу, застеленном ковром, так и на диванчиках или креслах. Когда на улице довольно тепло, уроки часто проводятся на свежем воздухе. Во время переменки детей обязательно выводят на улицу, даже если это всего на 10 минут».
Принцип доверия
Наталья рассказывает: «Программу для обучения учителя составляют самостоятельно, они учитывают местную специфику (к примеру, природа, социальное окружение и так далее). Курс обучения никто не утверждает, все это на ответственности преподавателей.
Они самостоятельно распределяют нужные темы и дополняют их собственными уроками. Директор учреждения даже не проверяет их работу. К слову, профессия школьного учителя является едва ли не самой престижной в Финляндии.
Я осознала, что родителям не следует вмешиваться в образовательный процесс, нужно доверять школе и учителям. Общение учителей с родителями ребенка происходит благодаря официальному интернет-сайту, на котором размещаются сведения о достижениях ученика, прогрессе или замечаниях.
Мне было непривычно, что встретиться лично с учителем своего сына я могу лишь два раза в год. На этих встречах учитель анализирует, удалось ли добиться поставленных целей, а если нет, то почему.
Учитель полностью доверяет ученику: дети самостоятельно работают с учебником, решают различные задачи и примеры. Они поднимают руку только тогда, когда что-то не понимают. Примечательно, что администрация каждой школы самостоятельно принимает решение в отношении длительности уроков: будь то 45, 75 или 90 минут».
Принцип самостоятельности
По словам Натальи, в Финляндии детей еще с самого первого класса учат самостоятельности: чем они старше, тем больше времени отводится на личную работу. Каждый ученик выбирает курсы и несет ответственность за свое решение. Поэтому в Финляндии не принято, чтобы учитель стоял перед доской, объясняя новый материал. Школьников учат овладевать материалом самостоятельно. Задача учителя — построить урок так, чтобы ученики разного уровня успеваемости смогли проявить себя.
Принцип равноправия и сотрудничества
Наталья делится: «Мне понравилось, что каждый ребенок имеет право на качественное образование. Государственная электронная система строго отслеживает обучение каждого ученика.
По мнению жителей Финляндии, все дети одаренные: не существует сильных или слабых учеников. Они каждому дают возможность раскрыть свои преимущества и осознать недостатки. Любой ученик имеет право на поддержку учителей.
Более того, преподаватели следят за тем, чтобы каждый прогрессировал в обучении. У них есть план индивидуального развития ребенка. Подобная поддержка со стороны взрослых окрыляет ребенка и дает ему возможность получать удовольствие от обучения».