Слава русской авиации рождается в тиши конструкторских бюро, в среде прагматичных романтиков, которые дали человеку крылья и научили большие машины не только летать, но и плавать. Специалисты ПАО ТАНТК им. Г. М. Бериева работают в сфере самолетостроения более 80 лет и за это время создали несколько поколений авиационной техники.
Для разведки и боя
Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева Г. М. был основан 1 октября в 1938 году. Первым главой организации стал Бериев Георгий Михайлович, чье имя впоследствии присвоят комплексу. В довоенные годы инженерами и разработчиками учреждения были созданы самолеты «МБР-2», предназначенные для морской ближней разведки, прототип их Бериев создал в 1932 году. Также успешным был выпуск корабельных гидросамолетов «КОР-1» и «КОР-2», стартовавших в полет при помощи корабельной катапульты. Обе машины принимали активное участие в Великой Отечественной войне.
В послевоенное время возникла необходимость воздушной охраны государственных границ. В ТАНТК им. Бериева занялись разработкой летающей лодки типа «Бе-6». Идея оказалась успешной, и был налажен выпуск, начавшийся в 1956 году. Всего свет увидели 123 экземпляра «Бе-6», выпущенных в 19 сериях, производство длилось в течение 5 лет.
Послевоенные годы
В пятидисетые годы выпускались реактивные самолеты с возможностью водной посадки «Бе-10». Их разрабатывали для дальней разведки с возможностью сбрасывать бомбы и торпеды по целям в открытом море, военно-морским базам и сооружениям. Также требовалась способность летательного аппарата устанавливать заграждения из мин. Серийное производство самолетов-амфибий началось в 1957 году.
Задание было выполнено в рекордные сроки. Конструкция была сложной, и инженерам ТАНТК им. Г. М. Бериева приходилось ее постоянно дорабатывать. В октябре 1961 года с самолетом этого типа произошла трагедия: во время воздушного парада в Москве один из них разбился. Самолет не был принят на вооружение, всего было выпущено 30 единиц «Бе-10». Невзирая на существенный недостатки «Бе-10» имел большой успех. С его помощью было поставлено двенадцать мировых рекордов, самый значимый из которых – рекорд скорости для самолетов-амфибий (912 км/час) не побит до сих пор. Модель была полностью выведена из эксплуатации в 1968 году.
Разработки 60-80 годов
В 1968 году первый главный конструктор Г. М. Бериев ушел на заслуженный отдых, мера была вынужденная – подвело здоровье. Последней разработкой бюро под руководством мэтра был самолет гражданского назначения «Бе-30», его выпуску помешала политика. Через 25 лет к идее вернулись и воплотили ее в жизнь. Самолет «Бе-32К» стал участником Парижской выставки и вызвал заинтересованность у специалистов отрасли на международном уровне.
В конце семидесятых годов ТАНТК имени Г. М. Бериева осваивает новую специализацию – разработку и выпуск комплексов радиолокации дальнего обнаружения и наведения «А-50», а также разработку систем «Ту-142МР», обеспечивающих сверхдальнюю связь. Базой для них должны были служить стоящие на вооружении самолеты. В этот же период в конструкторском бюро стартовали работы по созданию уникального самолета, составившего гордость отечественного самолетостроения – сверхтяжелого реактивного «А-40».
«Альбатрос»
«Альбатрос» или «А-40», — это самый затянувшийся проект ТАНТК им. Бериева, ставший впоследствии сенсацией. На базе КБ были изготовлены два прототипа. Полеты стартовали в 1987 году, за свою историю «Альбатрос» установил 143 мировых летных рекорда, на всех выставках он становился сенсацией. Военная модель «А-40» оснащена оборудованием, приспособленным к транспортировке более 6 тонн бомб, торпед и прочего вооружения.
О его приобретении в начале 90-х годов велись переговоры с ведущими зарубежными странами. Великобритания высказывала намерение о замене своего патрульного флота амфибий на «А-40». Но период, в который происходили переговорные процессы, для России был кризисным. Руководство ВМФ уведомило КБ им. Бериева о заморозке финансирования и отсутствии необходимости для армии в самолетах этого класса.
В ПАО ТАНТК Бериева сконструировали три модификации данной модели – пассажирскую, транспортную и спасательную В пассажирской модели салон рассчитан на 105 пассажиров. Заказчиков и покупателей на эти самолеты пока не находится. При этом КБ считают, что ситуация изменится в лучшую сторону, поскольку «Альбатрос» — идеальный самолет-амфибия для использования при добыче нефти и газа на шельфе.
Современность
На сегодняшний день ТАНТК им. Бериева разрабатывает и внедряет гидросамолеты для многих сфер экономической деятельности страны. На базе Иркутского авиационного предприятия был разработан самолет «Бе-200» многоцелевого использования:
- Для МЧС РФ.
- Противопожарного назначения (принимает на борт до 12 тонн воды).
- Грузового и пассажирского назначения.
В компании модернизировали гидросамолеты «Бе-12», которые уже участвовали в тушении пожаров на Чукотке, в Иркутской области, на Крымском полуострове. Транспортная модель «Бе-12НХ» нашла применение в условиях крайнего Севера, используется для грузоперевозок на Сахалине, Курильских островах.
Одной из последних конструкторских разработок КБ им. Бериева стал гидросамолет «Бе-103» – легкая модель для пассажирских перевозок (5-6 человек). На подходе к реализации проекты «Бе-112», «Бе-114», перспективным направлением становятся гидросамолеты-гиганты, взлетная масса которых более 1000 тонн.
Объединение и виды деятельности
В 2011 году к ТАНТК им. Бериева было присоединено ОАО «ТАВИА». На предприятии разрабатываются новые модели авиационной техники для российского и зарубежного рынков. Основные виды деятельности:
- Исследования (экспериментальные, теоретические) аэродинамики, гидродинамики, оборудования, конструкторских материалов для авиации.
- Разработка новых моделей самолетов и техники.
- Сертификация и летные испытания новой техники.
- Внедрение в серийное производство самолетов разного целевого назначения.
- Обучение и повышение квалификации технического и летного персонала.
- Сопровождение реализованной техники (технические и научные консультации, ремонт и пр.).
- Лизинг авиатехники и пр.
Отзывы
О ТАНТК им. Бериева у людей, интересующихся самолетостроением и развитием отрасли, отзывы только положительные. Большинство возлагает большие надежды на возрождение массового строительства гидросамолетов и видит в этом положительную динамику. Судя по сообщениям СМИ, КБ обеспечено работой на несколько лет вперед, что говорит о высоком профессионализме сотрудников и конкурентноспособности продукции.
Официальный опрос мнения сотрудников в последний раз происходил в 2007 году, с тех пор ситуация сильно изменилась. В объединении начали работать по мировым стандартам, проводить соответствующую сертификацию и получать заказы от МВФ России.