Согласитесь, в последнюю очередь ожидаешь увидеть в самом сердце Кавказа лютеранскую кирху, да еще в готическом стиле. Но ценители культуры города Владикавказа знают ее хорошо. В ней расположена Северо-Осетинская государственная академическая филармония.
Окно в Европу
Еще Петр I, прорубив окно в Европу, стал активно приглашать немцев в Россию. Инженеров, ученых, военных и других специалистов брали на службу, чтобы они делились опытом и помогли превратить аграрную страну в высокоразвитое государство. Последующие правители также прибегали к услугам иностранцев.
В конце концов немцы широко расселились по Поволжью, Украине, Азербайджану, Грузии, Крыму. Кто-то занимался машиностроением, металлургией и добычей нефти, а кто-то – сельским хозяйством. В середине 19-го века Россия осуществляла экспансию на Кавказе, вытесняя Османскую империю и Персию. В рядах армии было много немецких офицеров, которые постепенно оседали в Ставрополье и Нальчике.
Новая родина
В 1860-х годах на окраине Владикавказа появилась община немцев, частично прибывших из Саратовской губернии и частично служивых из местных гарнизонов. Царские власти поощряли миграцию, чтобы вновь прибывшие научили горцев новым прогрессивным агротехнологиям.
Жители Кавказа радушно приняли переселенцев. О том, что им было на новом месте комфортно, свидетельствует рост общины. С 1876 по 1911 год число немцев выросло более чем вдвое – во Владикавказе жили 568 человек. Это уже целый поселок.
С мольбой к Всевышнему
Традиционно жители Германии в основном исповедуют лютеранство – одно из протестантских движений христианства. Оказавшись на чужбине, они сохранили свою веру. Когда поселение немцев начало расти, старейшины получили разрешение на строительство готической церкви. Учитывая, что в основном это были зажиточные люди, бывшие военные, медики, проблем с финансированием строительства не было. Но требовался кусок земли, который был выделен без проволочек.
Изначально строители спешили и построили неприметную церковь, которая явно не соответствовала статусу общины. Но позже здание перестроили, к 1911 году культовое сооружение приобрело законченный вид. Кирха оказалась на редкость красивой, эстетичной. Она и сегодня радует глаз, хотя службы в ней уже давно не проводятся.
Дизайн и архитектура
К сожалению, имя автора проекта не сохранилось. По словам специалистов, это был типовой проект, характерный для многих лютеранских церквей России. По традиции здание собрано из красного кирпича, крыша накрыта кровельным железом. Фактически это единственная сохранившаяся архитектурная готика на юге страны.
Идеально ровные стены фасадов из-за чередования стрельчатых окон со ступенчатыми контрфорсами выглядят нарядно. Портал здания представляет собой готическую арку, опирающуюся на 2 колонны, которые венчают капители.
Но главной изюминкой стала 24-метровая башня. Она состоит из 4-х ярусов, отличающихся друг от друга. У земли – массивные, тяжелые, приземистые. А чем выше к небу, тем силуэт становится тоньше и стройнее. Готический стиль напоминает о бренности бытия и возвышении, которое ожидает праведников после смерти. Венчает остроконечный купол большой крест.
Новейшая история
После революции местные власти поступили более дальновидно, чем многие коллеги в других регионах. В 1930-х годах на волне борьбы с религией со здания убрали с глаз подальше атрибуты веры, что-то спрятали, что-то замазали, но саму церковь разрушать не стали. Как на такую красоту поднять руку?
В 1940-х кирхе нашли полезное применение. В ее стенах, обладающих хорошей акустикой, разместили симфонический оркестр Северной Осетии. Позже он был преобразован в Северо-Осетинскую государственную академическую филармонию. В разное время в ее зале выступали многие выдающиеся музыканты и исполнители. Среди них такие легенды классической музыки, как Святослав Рихтер и Валерий Гергиев. Сегодня это важная достопримечательность Владикавказа.