Во время Второй мировой войны интеллектуалы пытались бежать из Европы, где господствовали нацисты. Сотни ученых и профессоров пытались эмигрировать в США.
Среди них были и женщины, которые обратились в американские университеты, чтобы найти безопасное убежище, где они могли бы продолжить научную деятельность. Несмотря на академические достижения, они сталкивались со многими препятствиями.
Для многих из них это был не просто вопрос получения работы, это был вопрос жизни и смерти. Некоторые из них добились своего, другие, к сожалению, нет. Рассмотрим судьбу и историю борьбы за выживание еврейских женщин-ученых во время Второй мировой войны.
- Нужда еврейских женщин-ученых бежать из нацистской Европы
- Трудности женщин, имеющих докторские степени
- Закон об иммиграции 1924 года, затрудняющий въезд в США
- Четыре женщины-счастливицы, получившие официальную помощь
- Лазейка в законе США
- Невозможность устроиться на работу в американский университет
- Сложности в поисках работы
Нужда еврейских женщин-ученых бежать из нацистской Европы
В апреле 1933 года правительство Германии издало новый закон (Закон о восстановлении профессиональной гражданской службы), который запретил евреям и политическим врагам нацистской партии занимать государственные должности. Принадлежность к еврейской семье была достаточным основанием для дискриминации. Это означало, что многим профессорам и ученым не разрешалось работать в университетах Германии и Восточной Европы.
По мере приближения Второй мировой войны и появления новых антисемитских законов ситуация усугубилась. По меньшей мере 80 женщин-ученых были вынуждены эмигрировать в США.
Трудности женщин, имеющих докторские степени
Многие из женщин-ученых, которые были вынуждены покинуть свои страны, имели ученые степени в области естественных наук и математики, что не было обычным для женщин в то время. Согласно данным, собранным Северо-Восточным университетом, большинство женщин были академиками, профессорами и практикующими учеными. Но быть женщиной-ученым в академическом мире, где доминировали мужчины, было нелегко даже в донацистской Европе. Некоторые нашли работу в университетах, но трудились в лабораториях или практиковали в качестве ученых за пределами академических институтов.
Закон об иммиграции 1924 года, затрудняющий въезд в США
В начале 1920-х годов, когда условия жизни в Европе ухудшились и все больше и больше людей стремились иммигрировать в США, американское правительство было вынуждено ограничить количество людей, приезжающих в страну. По данным Office of the Historian (Институт дипломатической службы при Государственном департаменте США), в 1917 году правительство США уже ввело ограничения на иммиграцию.
В 1924 году правительство США приняло новый закон об иммиграции, также известный как Закон Джонсона-Рида, который ввел новую квоту, основанную на национальном происхождении. В основном новый закон гласил, что только 2 % от общего числа людей каждой национальности, уже присутствующих в США, могут въехать.
Четыре женщины-счастливицы, получившие официальную помощь
Поскольку иммиграция была сильно ограничена законом 1924 года, в Нью-Йорке был создан комитет по оказанию помощи профессорам. Чрезвычайный комитет по оказанию помощи перемещенным иностранным ученым был основан в 1933 году педагогом Стивеном Дагганом при поддержке Фонда Рокфеллера с целью помочь преследуемым ученым найти убежище в американских университетах.
Но обратиться за помощью было нелегкой задачей, и это не гарантировало получение работы. По данным Северо-Восточного университета, «более 5000 ученых, включая 80 женщин-ученых и математиков, обратились за помощью в Чрезвычайный комитет», но журнал Smithsonian сообщает, что только четыре женщины получили гранты. Это были:
- Хильда Гейрингер, пионер в области прикладной математики, которая после бегства из Германии преподавала в Брюсселе и Стамбуле, прежде чем получила место в колледже Брин Мор.
- Эмми Нетер, считавшаяся «самой совершенной женщиной-математиком своего времени», она также нашла работу в Брин Мор, рекомендованная Альбертом Эйнштейном.
- Хедвиг Кон, доктор физики, известная своими исследованиями в области радиологии. Получила контракт в Женском колледже Университета Северной Каролины, а затем в Уэллсли.
- Тилли Эдингер, чьи важные исследования в области палеоневрологии принесли ей место в Гарварде.
Лазейка в законе США
Лишь небольшой процент ученых получил официальную помощь от Комитета по чрезвычайным ситуациям, но, к счастью, еще несколько женщин смогли пробиться в США. Помогла лазейка в законе. По данным Smithsonian Magazine, если профессор получал предложение работать в университете, ему разрешалось иммигрировать по неквотным визам.
Невозможность устроиться на работу в американский университет
Между 1933 и 1941 годами лишь 944 преподавателя по всем дисциплинам получили квоту виз. Но почему еврейским ученым было так трудно устроиться на работу в США?
Одной из причин был антисемитизм. Как писал профессор Лорел Лефф, «чтобы получить работу в американском университете, было очень полезно не быть евреем». К сожалению, многие университеты неохотно нанимали евреев и предпочитали профессоров американского происхождения иностранцам. Некоторые колледжи даже дошли до того, что заявили, что будут нанимать только «арийских» абитуриентов.
Возраст тоже был проблемой. Многие из женщин-ученых считались слишком старыми. Другие были слишком молоды, чтобы иметь достаточно признания в своей области и, следовательно, получить преподавательскую должность.
Сложности в поисках работы
Даже когда женщины-ученые были допущены в США, им было трудно продолжать свою научную работу в качестве исследователей.
В результате высококвалифицированным женщинам-ученым часто приходилось довольствоваться низкооплачиваемой работой в университетах, которые не были оснащены лабораториями, необходимыми для продолжения их работы. И все же они могли считать себя счастливчиками. Некоторые из них были вынуждены работать няньками или сиделками. Многие женщины-ученые приехали в Соединенные Штаты в качестве домашней прислуги, после чего они обратились в Комитет по чрезвычайным ситуациям за помощью в поиске работы в академических кругах, а не в качестве поваров или воспитателей.