Герой Советского Союза Полина Осипенко своим личным примером доказала всем, что при желании можно кардинально изменить свою жизнь. Путь, пройденный ей от работницы птицефермы в колхозе до пилота-рекордсмена, не может не вызывать уважения.
Полина Осипенко: колхоз и птицефабрика
Родилась Герой Советского Союза Полина Осипенко в бедной многодетной семье 8.10.1907 года. Родители ее были крестьянами и проживали в селе Новоспасовка на Украине.
После революции в родном селе Полины был образован птицеводческий колхоз. Девочке на тот момент исполнилось 10 лет. Работа в колхозе отнимала у нее много сил. Однако Полина все равно находила время для того, чтобы посещать вечернюю школу. Через несколько лет девушку назначили заведующей птицефабрикой.
Самолеты на колхозной ферме
До 20 лет Полина даже не видела самолетов. Однажды в ходе рабочего дня на птицефабрике произошло событие, полностью перевернувшее ее жизнь. Жарким летним днем возле фермы приземлились два самолета. Летчикам этих аэропланов пришлось сделать вынужденную посадку.
Разумеется, встречать пилотов вышло все село. К удивлению Полины, среди летчиков была и одна женщина. После этого случая девушка буквально заболела самолетами.
Обучение
В первый раз Полина Осипенко сделала попытку поступить в школу летчиков Кучино в 1930 году, однако принята не была. Тогда она устроилась работать в столовую училища и в конечном итоге уговорила руководство сделать ее курсантом.
После окончания училища Полина стала командиром звена пилотов-истребителей в Харьковском гарнизоне. В дальнейшем девушка проходила службу под Житомиром и Киевом, а в 1935 году ее перевели служить в Москву.
В 1936 году Полину Осипенко удостоили чести принимать участие во Всесоюзном совещании жен начальствующего состава РККА в Кремле. С трибуны девушка гордо заявила: «Обещаю летать выше всех девушек мира».
Рекордные полеты
Уже в 1937 году Полина Осиенко установила несколько авиарекордов среди женщин. Первым ее достижением стал полет на гидромашине МП-1бис.
А 22.05.1937 года под Севастополем Полина Осипенко покорила высоту 886 м, оставив далеко позади себя предыдущую рекордсменку из Италии Контессу Негроне (6200 м). 27 мая этого же года летчица на МП-1бис установила рекорд перелета с грузом. Масса груза составляла полтонны. При этом летчица пролетела на высоте 7605 метров.
Позднее на этом же гидросамолете Осипенко с грузом в одну тонну поднялась на высоту 7009 метров. Посадила она машину при этом на воду — в севастопольскую бухту.
Еще ряд рекордов Осипенко установила в 1938 году. Вместе со своим штурманом Мариной Расковой она совершила круговой полет над Крымом длительностью 9 часов, преодолев расстояние 1749 километров. Позднее Полина возглавила экипаж, совершивший беспосадочный перелет из Севастополя в Архангельск. На этот раз ее гидросамолет МП-1 преодолел 2416 км за 9.5 ч.
Известность
Рекордов Полина Осипенко установила много. Но настоящую известность ей принес беспосадочный перелет по маршруту из Москвы на Дальний Восток. За него летчица и ее подруги были удостоены высших правительственных наград.
Выполнялся перелет на бомбардировщиках ДБ-5 с дальностью полета 7-8 тыс. километров. Летчицы преодолели 6450 км, совершив одну аварийную посадку в тайге.
Гибель летчицы
Возможно, Полине Осипенко удалось бы установить еще множество рекордов. Однако сделать ей этого было не суждено. После перелета Москва — Дальний Восток девушка продолжила работу инструктором пилотажа. К сожалению, 11.05.1939 года жизнь отважной летчицы трагически оборвалась.
Самолет УТИ-4 под управлением Полины и начальника летной инспекции Анатолия Серова разбился во время тренировочного полета. При выполнении виражей на высоте 300-500 метров машина слишком высоко задрала нос и свалилась в штопор. Оба пилота погибли. Урны с прахом разбившихся летчиков Героев Советского Союза были замурованы в Кремлевской стене 13.05.1938 года.