В салоне и конструкции новых самолетов сегодня все чаще стали использовать полимерные композиты. Изделия из этих материалов намного прочнее и легче, чем продукция из пластика, стали или алюминия. К тому же у полимерных композитов сниженная горючесть, то есть при пожаре они быстро затухают. О новой разработке российских ученых поговорим ниже.
Что говорят эксперты
В настоящее время в новых самолетах всего мира композиты составляют до 50 % «летной массы». С применением такого суперсырья изготовлен и российский лайнер МС-21 российской корпорации «Иркут». Однако в РФ производство композитов пока не развито отчасти ввиду отсутствия отечественных мономеров и полимеров.
Эксперты утверждают, что композитные материалы состоят из нескольких составляющих, точное объединение которых и придает необходимые свойства. Разработка этих составляющих требует опытно-конструкторских работ и долговременных изысканий. Крыло МС-21 удалось создать из гибридных полимеров, благодаря чему авиастроители сумели заменить западную продукцию. Но проблема осталась и ее нужно решать.
Разработка ученых
Совсем недавно ученые РХТУ им. Менделеева создали технологию производства бензоксазиновых мономеров, которые являются базовой составляющей композитов для авиастроения. Оригинальность технологии заключается в применении катализатора, который делает быстрым процесс полимеризации этих полимеров и снижает горючесть сырья, получаемого из них.
Эксперты утверждают, что для человека бензоксазины безопасны. Покрытие пола и иные детали интерьера из композита, созданного из бензоксазинов, практически не будут выделять в окружающую среду опасных субстанций даже при очень высоких температурах. В производстве будут применяться формальдегид, амин и фенол, которые изготавливаются в РФ. Синтез этих субстанций осуществляется в специальном 100-метровом реакторе, созданном РХТУ Менделеева для этих целей.
Что говорит Игорь Сиротин
«Мы применили соединения на базе фосфазена – так называются молекулы с двойными связями между атомами азота и фосфора, к которым «привязали» кое-какие молекулярные группы, — говорит Игорь Сиротин, декан факультета полимерных материалов и нефтегазохимии РХТУ и один из авторов работы. – Раньше на фосфазены, как на катализаторы для полимеризации бензоксазинов, никто не обращал внимания. Наша технология включает и изготовление самих бензоксазиновых мономеров, и множество иных тонкостей, которые мы пока не хотим раскрывать. Но самым важным является то, что нам удалось добиться отличных результатов – за 8 часов исполняется полный цикл производства бензоксазиновых мономеров, и теперь мы можем экономично и быстро трансформировать их в мономер».
Новый материал уже задействован в промышленных испытаниях. Через некоторое время его будут применять при изготовлении композитных изделий. В итоге в России будут локализованы базовые этапы производства основных деталей воздушного борта МС-21. Кроме авиации, бензоксазины могут использоваться в электронике и транспорте. Итоги работы были обнародованы в журнале Polymers.