Давно известно, что различные звуки природы благотворно влияют на человека, особенно на маленьких детей. Однако не все они действуют одинаково. Ученых заинтересовало влияние на мозг младенцев криков приматов. Голубоглазый черный лемур — наш близкий генетический родственник, поэтому именно он был избран для исследования. Но результаты удивили и озадачили ученых.
Не все голоса одинаково полезны
Ученые, ищущие границу между тем, какие голоса животных помогают младенцам учиться, а какие нет, обнаружили, что крики черных лемуров стимулируют познавательные способности младенцев. Примерно так же на них действуют человеческие голоса, а вот пение птиц не оказывает заметного воздействия. Этому был посвящен ряд последующих экспериментов.
Новое исследование было посвящено тому, улучшает ли пение зебрового вьюрка способности трех-четырехмесячных младенцев делить разные объекты на категории. Ранее исследователи обнаружили, что крики лемуров поддерживают эту функцию так же эффективно, как и человеческие голоса. Пение птицы филогенетически отличается от людской речи, но вокализация имеет поразительное сходство с человеческими голосами, включая ритм, изменения продолжительности звуков и интонации.
Неожиданные выводы ученых
Вывод исследования был таковым: пение птиц не влияет на способности человека к категоризации объектов и не улучшает развитие в целом. Голоса приматов действуют на младенцев гораздо лучше. Теперь ученые хотят выяснить, ограничивается ли такое благотворное влияние только приматами или распространяется дальше на группы животных, возможно, включая всех млекопитающих.
Результаты предполагают, что связь между языком и познанием возникает рано и, возможно, восходит к нашему эволюционному происхождению. У младенцев эти связи еще не до конца разорваны, потому они лучше «понимают» язык приматов. «Это новое свидетельство приближает нас к определению того, какие вокализации изначально поддерживают познавательные способности младенца, — говорит старший автор исследования, профессор Сандра Ваксман. — Это прольет свет на онтогенетические и филогенетические предпосылки к овладению человеческим языком и пониманию его связи с познанием».