В следующем году будет отмечаться юбилей – 125 лет со дня рождения знаменитого советского полярника Ивана Дмитриевича Папанина.
О Папанине не слышали или не читали разве только совсем уж ничем не интересующиеся люди. Можно сказать, неучи, но это слишком грубо. Тем более, что в жизни самого Папанина есть удивительнейшие факты, связанные именно… с отсутствием образования. Вернее, факты достижения карьерных вершин в различных сферах человеческой деятельности без соответствующей академической выучки. Но неучем он, конечно же, не был.
Дрейфующая экспедиция
О чем многие из нас вспомнят при упоминании фамилии Папанин? Скорее всего, о знаменитой арктической экспедиции под его руководством. Вернее, о первой в мире дрейфующей арктической станции, которую и возглавлял Папанин. Экспедиция имела не только научные, но и чисто утилитарные цели. Надо было собрать информацию о подводных течениях, о маршрутах дрейфа льда, о сроках этого дрейфа. Для чего? Для того, чтобы организовать регулярное судоходство вдоль северных границ СССР. Это было важно со всех точек зрения: и с экономической, и с инфраструктурной, и с научной, и даже с военной. Просто надо помнить, что Советский Союз, по факту, находился в кольце недружелюбных и развитых государств. Чтобы выжить, СССР надо было конкурировать с ними в экономической сфере и уметь защитить себя в случае агрессии, а для этого нужны ресурсы, поэтому советскому правительству до всего было дело. В том числе и до организации судоходства в северных водах.
Основательный подход
В 30-е годы прошлого века, а они были поистине героическими, от решения до его воплощения в жизнь проходило немного времени. Сказано – сделано. Поэтому с момента, как в начале 1937 года было принято решение организовать экспедицию, до ее запуска прошло всего несколько месяцев. Но это были месяцы интенсивной и плодотворной работы по ее подготовке. Во-первых, был определен состав экспедиции: руководитель и повар – Иван Папанин, радист – Эрнст Кренкель, геофизик, он же астроном – Евгений Федоров, биолог и гидролог Петр Ширшов. Всего четыре человека. Все они прошли подготовку под руководством знаменитого Отто Шмидта. Плюс за это время было до мелочей продумано питание экспедиции, подготовлена специальная аппаратура, была решена проблема с теплым жильем. Хотя теплое жилье – это слишком громко сказано, хорошо, что температура в нем была плюсовая. У Папанина где-то в описаниях экспедиции было написано: «В палатке жарко, плюс пять».
Почему именно Папанин?
Возникает естественный вопрос: почему именно Папанин был назначен руководителем дрейфующей научной станции? Ответ прост: он имел богатый опыт работы в условиях севера. Еще в 1923 году Папанин возглавил Комиссариат почты и телеграфа. Он поступил на Высшие курсы связи, где благополучно проучился два года без отрыва от службы. По окончании курсов изъявил желание поехать в экспедицию в Якутию, где собирались строить радиостанцию. С тех пор и пошло. Сначала строительство станции в Якутии, затем руководство полярной станцией на Земле Франца-Иосифа, и, наконец, управление станцией на Таймыре — опыта действительно хватало.
Интересные факты: начало
Небывалая экспедиция дрейфующей станции пестрит просто невероятные факты. Например, как она начиналась? Все началось с полета АНТ-6 (мирный вариант ТБ-3) под управлением героического Михаила Водопьянова, который, совершая полет вслепую, точно посадил машину на льдину. При этом был впервые применен тормозной парашют. Мало того, во время полета случилась фактически катастрофа: стал вытекать антифриз из радиатора одного из моторов. И механики, разрезав обшивку крыла, собирали его с помощью тряпки, выжимали тряпку в ведро, а затем закачивали обратно в бачок с помощью насоса. Проделывали они это вплоть до посадки при температуре в -20 оС. И все голыми руками!
Интересные факты: окончание
Столь же опасная и невероятная история произошла и в конце экспедиции. Полярники дрейфовали на льдине 274 дня, пройдя две с половиной тысячи километров. И все это время размер льдины, на которой расположилась экспедиция, уменьшался. В конце концов они попали в шторм, длившийся шесть дней. Льдина пошла трещинами. Экспедиция оказалась отрезанной на обломке в триста на пятьсот метров. И речь шла уже о спасении людей. Была организована эвакуация с помощью двух ледоколов. И уже в начале марта 1938 года результаты экспедиции были представлены в Академии наук СССР. Члены группы были награждены орденами Ленина, все стали Героями Советского Союза. А Папанин и Кренкель получили звания докторов географических наук.
Четыре класса образования
Есть еще один интересный момент. Кроме того, что Папанин был доктором наук, во время войны он стал и контр-адмиралом. При этом у Папанина было всего лишь четыре класса образования! И заметьте, все свои звания и регалии он получил не за красивые глаза, не за то, что был просто «хорошим парнем», нет. Все за дело. Например, он возглавлял «Главсевморпуть», и именно под его руководством в годы войны переправлялись на фронт те самые военные грузы, которые приходили из Англии и США. Вот откуда контр-адмиральское звание. Спрашивается, как? Когда он учился? Где получал знания? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, давайте вспомним один факт из его юности. Итак, Папанин в связи с трагическими семейными обстоятельствами бросает школу и идет работать. В биографиях часто пишут, что в 1908 году он устраивается на завод в Севастополе (да-да, он, несмотря на то, что самые яркие страницы его биографии связаны с севером, родился и вырос в Севастополе), а потом его переводят на работу в Ревель (Таллин). Но с чего вдруг? Выясняется, что в Севастополе он работал на заводе, который выпускал навигационные приборы, и настолько хорошо себя зарекомендовал, что его и перевели в Ревель на судостроительный завод. В других источниках вообще пишут, что в Ревель его отправили для повышения квалификации, потому что он был лучшим на сборке навигационных приборов.
Другие люди
Папанин был не одинок. Тогда многие, на сломе времен, жили быстро и жадно, в смысле получения знаний и профессий. Они работали и учились, учились и работали. Они совершали подвиги так, как будто им все по силам. Время было жестокое и одновременно невероятно вдохновляющее, поколение было рисковое и одновременно жадное до новых знаний и свершений. Кажется, какие-то другие люди жили тогда, не то, что нынешнее племя.
И напоследок
Мы всегда вчитываемся в те строки биографии Папанина, где говорится о его арктических подвигах, лишь пробегая взглядом остальное. Наверное, это в какой-то мере правильно, потому что именно Арктика сделала Папанина тем героем, которого все так уважают. Однако при таком подходе теряются важные нюансы. Кто, например, помнит, что в свое время Папанин был диверсантом? В 1918 году он возглавлял партизанский отряд в Крыму, и в его задачи входила, в том числе, диверсионная война на оккупированной немцами территории. Он сражался с врангелевцами. После того как белые были сброшены в море, Иван Папанин стал комендантом Крымской ЧК. Затем работал следователем. Иногда упоминают, что чекистом он стал по рекомендации самой Розалии Землячки — той самой революционерки, которой вменяют в вину организацию красного террора на полуострове. Но что интересно: каких-то обвинений в адрес самого Папанина или гадких слухов о нем не было, а ведь период и впрямь был жуткий. Но кто не без греха? Правда, дурной славы о Папанине не ходило.