При ответе на вопрос о красивых вещах, людях и произведениях искусства мнение большей части общества наверняка сойдется в том, что механика эстетической оценки действует всегда одинаково. Едва ли у многих возникнут сомнения в красоте Одри Хепберн, «Звездной ночи» Винсента Ван Гога или собора Нотр-Дам в Париже.
Но одинаково ли мы воспринимаем внешность человека, произведение живописи или архитектуру? Где тот самый код, по которому мы определяет красоту? Как выяснилось, у каждого человека в мозгу есть специальные «центры красоты». Их реакции на окружающие предметы при визуальном восприятии и определяют наше отношение к ним с эстетической точки зрения. Эти центры находятся в разных частях мозга и отвечают за разные типы красоты – отдельно для искусства и для внешности.
Масштабный анализ
Вопрос о восприятии красоты волнует нейробиологов и психологов уже не одно десятилетие. Но только недавний метаанализ существующих фМРТ-исследований пролил свет на структуру «центра красоты» в мозгу. И как выяснилось, у нас их целых два.
Исследованием почти 1000 материалов фМРТ руководил сотрудник китайского Университета Цинхуа Ху Чуан-Пэн. Его команда изучила 49 исследовательских работ, включающих анализы мозга людей возрастом 18-50 лет. Причем ни один из этих людей не был специалистом в области искусства.
Часть исследований сосредоточивали внимание на восприятии красоты человеческого лица, а другая часть была направлена на изучение реакций на предметы искусства в широком диапазоне: от танцев и архитектуры до живописи и визуальных текстур.
В каждом случае фМРТ использовалась для визуального представления мозга участника, который, в свою очередь, давал собственные суждения и оценки относительно демонстрируемого объекта.
Различия мозговой активности
В процессе исследования ученые стремились определить моменты активности мозга, когда участники фиксировали элементы красоты.
Как показал метаанализ, красивая внешность вызывала большую активность в прегениальной поясной передней коре, вентромедиальной префронтальной коре и вентральном полосатом теле.
В случае с предметами искусства активизировались совершенно другие части мозга. Например, если человек признавал произведения красивыми, то активность проявлялась в передней префронтальной медиальной коре.
Первичное и вторичное вознаграждение
Разница в реакциях мозга на предметы искусства и красоту лиц учеными объясняется системой вознаграждения. В случае с внешностью человека восприятие направлено на поиск полезной ценности, в результате чего возникает положительное ощущение восприятия красоты. Срабатывает механизм первичной награды, схожий с употреблением еды или сексуальным контактом.
Просмотр предметов искусства можно сравнить с получением денег. Этот процесс тоже вызывает удовольствие и приятные ощущения, но он подкрепляется вознаграждением вторичного порядка.
Красота в глазах смотрящего
При этом ученые не ответили на весьма интересный вопрос о том, как именно участники эксперимента определяли красоту. Исследование объяснило характер механизмов, которые происходят в реакциях на эстетически привлекательные вещи, но разные люди один и тот же объект могут воспринимать по-разному.
Не менее важной темой для дальнейших исследований восприятия человеком красоты является невизуальная эстетика. Например, музыкальные композиции. Ведь не исключено, что и для оценки музыки существует отдельный «центр красоты».
В любом случае споры о природе красоты не новы, и всегда остаются загадки, требующие поиска ответов. К счастью, новые технологии и средства анализа позволяют находить все более точные ответы.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание