С помощью так называемого близнецового метода достаточно легко можно выявить объективные связи между генетически заложенными и приобретенными особенностями развития человека. Занимаются такими исследованиями особые центры — близнецовые регистры. Такие ресурсы имеются во многих странах мира, в том числе и в России.
Регистр в России
В России близнецовый регистр является одним из приоритетных проектов лаборатории психогенетики и когнитивных исследований Томского госуниверситета. Предполагается, что в ближайшее время в этом проекте примут участие близнецы из 54 000 школ России.
Результаты, полученные учеными «Российского школьного близнецового регистра», в сочетании с работами, реализованными их коллегами из Кингс-колледжа Лондонского университета (программа TEDS), позволят сформировать совершенно новое представление о природе индивидуальных различий в обучении людей.
Российские ученые надеются, что результаты их работы станут толчком к прорыву в отечественной сфере образования, в особенности в таких направлениях, как математика, инженерия, наука и технологии. Именно поэтому в Томском университете решили назвать новый проект «Прогресс».
Чем занимаются британские ученые
Генно-средовые исследования близнецов для науки могут иметь просто неоценимое значение. Это доказывает опыт, наработанный в этой сфере британскими специалистами Кингз-колледжа в процессе реализации проекта TEDS. Регистр TEDS на настоящий момент является одним из ведущих центров исследования детского развития на планете.
Специалисты Кингс-колледжа проводят исследования по теме влияния наследственности и генов на развитие человека с участием близнецов от рождения до юношеского возраста. Проект исследования раннего развития близнецов в Великобритании существует с 1994 года. Участие в нем приняли уже более 15 тыс. семей.
В процессе работы англичане собрали образцы ДНК у более чем 5000 пар близнецов. Собранные данные используются для понимания уникальности развития подростков и детей. Ученые выясняют, каким образом гены влияют, к примеру, на способность к обучению в школе и вузе, особенности поведения, когнитивные способности.
В каких странах еще есть регистры
Помимо британского проекта огромным авторитетом в среде ученых пользуется и американский близнецовый регистр «Вестерн Резерв» при Университете штата Иллинойс. Специалисты этой лаборатории делают акцент на изучение речи и слуха близнецов. Также американские ученые пытаются понять, какие факторы могут влиять на поведение детей в повседневных ситуациях.
Помимо речи специалисты «Вестерн Резерв» изучают средовые и наследственные факторы, способные повлиять на развитие у детей навыков чтения. Попутно они выясняют, как трудности в речи ребенка могут вызвать трудности при обучении чтению.
Наследственность или среда? Мнение ученых
На данный момент специалистам из близнецовых регистров известно, что на ранних стадиях развития ключевую роль в формировании, к примеру, навыка чтения играет наследственность. Однако, как удалось выяснить ученым, с возрастом все большую роль в умении ребенка получать какие-либо навыки начинает играть окружающая среда.
Сегодня ученые научились выявлять и исследовать гены, в том числе и ответственные за психическое развитие человека. И, по мнению специалистов, дети даже с не слишком хорошей в этом плане наследственностью вполне способны показывать отличные результаты в обучении в том случае, если педагог, к примеру, будет использовать правильные техники и приемы. Правильное обучение в получении навыка ребенком всегда играет определяющую роль.
Для кого может быть полезной собранная информация
Собранная учеными информация и сделанные на ее основе выводы могут быть полезны, конечно, в первую очередь родителям. Также наверняка данные, полученные научным путем, будут интересны педагогам, лицам, ответственным за создание образовательных программ, да и обществу в целом.