Хотя акции компании Tesla, основанной Илоном Маском, взлетели до небес, век электрокаров может оказаться коротким. Автомобили, питаемые электричеством, имеют много ограничений, а для производства электроэнергии нередко используется экологически вредное ископаемое топливо. В этой связи большие перспективы имеются у водородного транспорта.
Псевдоэкологичность
«Тесле» не первый год пророчат лидерство в автомобильном мире. Однако сам идеолог электромобилей Маск недавно скептически высказался о своем детище, признав отставание в разработке батарей нового поколения.
Пока не будет сделан прорыв в области накопления электроэнергии и внедрения более безопасных для природы материалов при производстве аккумуляторов, электрокары так и останутся уделом энтузиастов и богачей из теплых стран.
Конкурент электричеству
Зато не дремлют исследователи, делающие ставку на голубой газ – так называют водород, который производится с использованием углеродно-нейтрального процесса. То есть без сжигания природных ископаемых в виде газа, угля, мазута, торфа.
Новая технология получения экологически безупречного топлива в перспективе может свергнуть компанию, принадлежащую Илону Маску, с пьедестала. Голубой газ, или голубой водород, получают путем объединения производства водорода из природного газа (метана) с улавливанием и хранением углерода. Полученный продукт можно использовать в автомобилях, оснащенных водородными топливными ячейками.
Первый элемент
Из уроков физики известно, что газ водород способен выделять огромное количество энергии. Не случайно самой мощной бомбой считается водородная. При сгорании водорода в кислороде образуется… вода. Да-да, именно вода является продуктом сгорания этого газа. Куда уж экологичнее!
Почему же волшебный газ не использовали до сих пор? По соображениям безопасности. В случае аварии водородного автомобиля может произойти сильный взрыв, поэтому потребовались десятилетия на разработку так называемых топливных ячеек. Они хранят газ в небольшом количестве и обеспечивают безопасность эксплуатации. Еще одним сдерживающим фактором был дорогостоящий способ выработки химического элемента, стоящего первым в таблице Менделеева.
За водородом будущее
Недавно ученые разработали экономически приемлемую технологию, по которой новое голубое топливо будет производиться из метана и воды. При его использовании в автомобилях вместо сажи будет выделяться водяной пар. И больше ничего.
Его получают с помощью одного из двух процессов — парового риформинга метана и автотермического риформинга, в которых метан и вода превращаются в водород и окись углерода. Затем углеродный продукт этой реакции улавливается и хранится, а не выбрасывается в атмосферу.
Полностью заправленные топливные ячейки в среднем гарантируют дальность хода транспортного средства в 300 миль (483 км), в то время как система питания Tesla обеспечивает в среднем до 250 миль (402 км) при полном заряде батареи и плюсовой температуре на улице.
Голубой водород не требует для использования крайне токсичного лития или редкоземельных элементов, необходимых при изготовлении аккумуляторов. Топливные ячейки заправляются гораздо быстрее, чем заряжаются электрические батареи. Да и срок их эксплуатации выше.
Многие страны мира приняли национальные программы поэтапного отказа от транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания, работающими на ископаемом топливе. Пока в качестве альтернативы видятся электромобили. Однако многие крупные компании не спешат форсировать события, понимая недостатки этой технологии. Возможно, они сделают ставку на авто с водородным двигателем.