Общение занимает важное место в жизни людей. Разговоры в период пандемии обрели высокую ценность, но по-прежнему мы мало знаем о самой природе общения друг с другом. Каковы правила организации спонтанных бесед, их мотивы, способы регуляции и прочие аспекты процесса? Этим вопросам уделила внимание команда исследователей Университета Вирджинии, Гарвардского университета и Уортонской школы Университета Пенсильвании.
Вопреки ожиданиям
В числе вопросов, которые хотели прояснить ученые, были параметры завершения разговора. Стояла задача определить, заканчивается ли беседа тогда, когда оба участника этого хотят. Как выяснилось, в большинстве случаев разговор не заканчивается, если один из участников хочет его продолжить.
Для первичного исследования ученые использовали сервис Amazon Mechanical Turk, в котором были опрошены 800 добровольцев на предмет их впечатлений о последней беседе. Опрос показал, что 67 % респондентов ожидали или хотели, чтобы их разговор закончился раньше, чем в итоге вышло.
Экспериментальное подтверждение
Полученные в ходе опроса данные заинтриговали исследователей. Они решили провести специальный эксперимент для подтверждения результата. Для этого были приглашены 252 добровольца, которым предлагалось беседовать с другими волонтерами наедине.
В итоге лишь 2% бесед заканчивались, когда два участника хотели этого. Более половины собеседников хотели, чтобы беседа завершилась раньше, чем это случилось. Эксперимент подтвердил данные опроса.
Согласно мнению ученых, разница между ожиданием того, каким будет формат беседы, и ее фактическим течением обуславливается тем, что партнеры не знают, чего в этом процессе хочет другая сторона. Например, часто имеет место беспокойство, что намек на преждевременное завершение диалога может быть воспринят с негативом или разочарованием.