СССР, в особенности в первые десятилетия своего существования, был государством, в котором Церковь считалась «опиумом для народа». Священнослужители подвергались гонениям, а храмы разрушались. Но в войну ситуация несколько изменилась.
3 июля 1941 года бывший выпускник семинарии Иосиф Сталин начал свою речь для народов СССР с православного обращения «Братья и сестры!». Руководство страны понимало, что христианская вера в данный конкретный момент — не «опиум», а могучее оружие в Священной войне. В любом случае гайки в отношении веры во время войны власти ослабили.
Находки поисковиков
Уповали на Бога в те времена не только активные христиане, посещавшие храмы. Помощи свыше ждали и солдаты на полях войны. Об этом свидетельствуют сделанные поисковиками находки останков бойцов. На местах бывших кровавых сражений находят ладанки, нательные кресты и образки. Из таких предметов поисковики со священниками РПЦ иногда даже организовывают выставки.
Как молились чаще всего
Конечно, в советские времена воины не молились открыто у всех на виду. Делали это солдаты шепотом и не признавались в этом даже друзьям. О том, каким образом проявлялась вера людей в Бога на войне, можно прочитать, к примеру, в книге Артема Драбкина «Я дрался на Т-34».
Один из героев этого произведения, ветеран Ион Деген, рассказывает, как однажды он задал сослуживцам вопрос о том, каким образом они молились. И все его однополчане дали одинаковый ответ: «Господи! Помилуй и сохрани!».
Признания ветеранов
Конечно, сохранились воспоминания и других ветеранов, прошедших ВОВ, о вере в те годы. К примеру, Кира Ивановна Луферова, воевавшая связисткой, рассказывала о том, что в минуты серьезной опасности она часто произносила слова: «Господи, помоги! Помоги, Господи!».
Один из ветеранов, прошедший всю войну без единого ранения, говорил о том, что в его гимнастерку был зашит Псалом «Живый в помощи…» Танкист Николай Попов вспоминал о том, что крестился каждый раз перед боем и говорил при этом: «Господь, сохрани меня!».
Проявлял свое отношение к вере в какой-то мере и сам маршал Жуков. Перед боем, отдавая приказ, он обычно говорил: «С Богом!».
Сознательно верующие
Конечно, большинство солдат, произносивших молитвы перед боем или в других опасных ситуациях, по-сути, все же оставались советскими атеистами. Однако некоторые бойцы, круглосуточно находясь в настоящем кошмаре, становились даже истинно верующими.
Своими воспоминаниями об этом поделилась, к примеру, связистка Тамара Овсянникова. По словам ветерана, в ее полку служил 45-летний линейщик из Калининской области. У этого человека была иконочка, и он молился перед ней каждое утро. Кто-то из солдат хотел над ним посмеяться. Но командир так зыркнул на шутников, что говорить им что-либо расхотелось.
Церковь в годы войны
По воспоминаниям некоторых священников, в годы войны в СССР практически полностью прекратились гонения на Церковь. Даже, к примеру, сражение под Сталинградом началось с разрешенного властями и вполне официального молебна перед иконой Казанской Божьей Матери. Приказ наступать был отдан только после того, как закончилась служба.
Некоторые священники вспоминали о том, что чудотворную икону Божьей Матери возили на самые сложные участки фронта. Случалось также, что священнослужители перед тяжелыми боями читали молитвы и окропляли бойцов святой водой.
Мнение современного священника
Несколько лет назад Митрополит Белгородский Иоанн сделал неоднозначное заявление. Священник сказал, что войну выиграли якобы лишь верующие люди. Погибшие же бойцы-атеисты — это жертва, которую страна была вынуждена принести за безбожие.
Однако российский историк, руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память» Владимир Симиндей посчитал, что в своих высказываниях священнослужителю стоило бы быть и поаккуратнее. По мнению историка, священники не должны делить солдат на категории по религиозности.
И к этой точке зрения невозможно не присоединиться. Зачем же проводить линии раздора практически на ровном месте. По словам Симиндея, острословы могли бы напомнить митрополиту о том, что среди гитлеровцев крещеные уж никак не находились в меньшинстве.