Представьте себе офицера ВДВ, который учредил больше 6 компаний, среди которых сеть автосалонов, транспортная и несколько рекламных компаний. Этого человека зовут Александр Аронович Геллер. Почему сегодня его бизнес на грани банкротства? Ведь еще 10 лет назад Forbes считал его одним из сотни богатейших людей России.
- Империя Александра Геллера: как все начиналось?
- Жесткие правила бизнеса от Александра Геллера
- Кризис бизнеса перевозок
- Проблемы в рекламном бизнесе
- Бизнес по-новому от Александра Геллера
- Компания тонет: последняя надежда
- И это еще не самое удивительное
- Очередной скандал с рекламным подрядчиком московского метро
- Подведем итоги
Империя Александра Геллера: как все начиналось?
Биография Александра Ароновича Геллера интересна с того момента, как он начал торговать подержанными иномарками в далеком 1992 году. Тогда будущий олигарх основал компанию «Гема». Поработав несколько лет и заработав неплохой капитал, Александр Аронович начал думать над расширением бизнеса.
Тогда все автомобили в Россию ввозились финскими поставщиками. У нас этим никто серьезно не занимался. Александр Аронович Геллер первым увидел пустую нишу и поспешил воспользоваться моментом. Сначала были куплены два подержанных автовоза «Скания» – для собственных нужд.
К этому времени у Геллера было уже 4 автосалона. Собственная техника помогла здорово сэкономить. И тут случился дефолт. «Гема» рассчитывалась с поставщиками в долларах — бизнес от этого только выиграл.
Однако спрос на иномарки несколько упал – у населения просто не хватало денег, чтобы покупать машины в прежнем объеме, но по новым ценам. Александр Аронович Геллер не растерялся и решил предложить услуги по перевозке автомобилей.
Была приобретена дополнительная техника, и к 2000 году Геллер полностью выдавил финнов из этой ниши, став, по сути, монополистом. Его парк автовозов в 4 раза превосходил парк ближайших конкурентов.
К 2006 году ситуация на рынке стабилизировалась, и люди вновь стали покупать иномарки. Несмотря на то, что теперь перевозками занималось уже несколько компаний, «Гема Моторс» по-прежнему диктовала свои условия и была абсолютным лидером.
Жесткие правила бизнеса от Александра Геллера
Методы, которые при этом использовал Геллер, нельзя назвать джентльменскими. Контрагентам «выкручивали руки» – компания могла внезапно прекратить поставки, сославшись, к примеру, на вымышленную задолженность, и шантажировать производителя, выбивая для себя более выгодные условия.
Так произошло с 3000 автомобилей компании Ford, которые Геллер внезапно «заморозил» на своих складах. Позже он заявил, что поставки прекращены, т. к. компания Ford должна ему 4,5 миллиона долларов. Сроки «горели», дилеры в салонах ждали свои автомобили, а юристы «Гема Моторс» хладнокровно выжимали из производителя деньги.
К слову, американцы тогда выкрутились, подав встречный иск и заключив контракт с конкурентами «Гемы». Правда, только ценой значительных финансовых потерь. Будь на их месте другая компания, ей пришлось бы туго.
Факт остается фактом, спустя месяц Геллер был вынужден отступить. Однако так бывало нечасто. Бывший десантник в принципе не любит проигрывать.
Не давал Геллер пощады и конкурентам. Тут его оружием стал демпинг. При стоимости автовоза 200 000 долларов «Гема» брала всего 5 000 долларов за рейс. Располагая самым большим парком, Геллер мог позволить себе такие расценки.
Кризис бизнеса перевозок
Однако так не могло продолжаться долго. Постепенно на рынок вышло много новых компаний, и «Геме» пришлось подвинуться. Конечно, нельзя сказать, что компания стала работать в убыток, но о прежних прибылях можно было только мечтать.
Тогда Геллер принял решение расширить сеть автосалонов. В 90-х он торговал автомобилями марки Saab. Теперь к ним добавились «Опель», «Шевроле», «Джип», «Ауди», «Мерседес», «Додж», «Крайслер» и «Шкода».
В 2007 году оборот превысил 500 млн долларов. Только за 2006–2007 годы компания в 2 раза увеличила число автосалонов: с 5 до 10 штук. Однако Александр Аронович на этом не остановился.
Ему захотелось свой кусок государственного «пирога» – Геллер решил получить доступ к бюджетным деньгам. Было закуплено 700 легковых автомобилей представительского класса. Предназначались они для обслуживания чиновников Счетной палаты и Минприроды, депутатов Федерального собрания, а также частных клиентов.
Был опыт по созданию службы такси – для этого закупили 150 автомобилей. Автобусы Геллера возят по городу покупателей крупнейших торговых центров: «Ашана», «Меги», IKEA, OBI. Всего для этих целей закуплено больше 100 единиц техники.
Проблемы в рекламном бизнесе
Проблемы начались, как всегда, когда их не ждали. В 2011 году компания «Авто Селл» – дочка «Гемы», неожиданно выйграла тендер на рекламу в московском метро. Нужно учесть, что срок контракта заканчивался только в 2016 году. При этом стартовая цена лота в 1,5 раза превышала отчисления предыдущего оператора.
На фото гендиректор «Авто Селл» — Галина Коган.
Тем не менее торги длились всего 10 минут. И выиграл тендер не кто-нибудь, а никому тогда неизвестный «Авто Селл» с уставным капиталом в 10 000 рублей, зарегистрированный за 6 месяцев до торгов. Что-то слабо верится в то, что это совпадение, и чиновники не были материально заинтересованы в том, чтобы поверить в нового фаворита.
Как и следовало ожидать, контракт расторгли. Только новичок неожиданно предъявил метрополитену иск на 3 млрд рублей.
После этого на компанию завели уголовное дело. Кроме того, метрополитен подал гражданский иск о взыскании задолженности. Только в 2012 году Геллеру кое-как удалось договориться. Компания выплатила 400 млн вместо положенных 579 за II квартал. Кроме того, она обязалась выплачивать по 600 млн рублей авансом каждый квартал. Тем не менее задолженность «Авто Селл» на конец 2015 года составляла 1,12 млрд рублей.
Бизнес по-новому от Александра Геллера
Между 2013 и 2015 годами Геллер попал под целый ряд исков. «Авто Селл» не смог заплатить даже компании, которая делала ему сайт – всего 1 млн рублей.
При этом фирма просто «кинула» подрядчика – работу приняли, а деньги не заплатили. И эта компания должна была пополнить казну метрополитена почти на 30 млрд рублей в течение 6 лет. Как можно было надеяться на это?
Дальше – больше. Подрядчик предъявил иск на 3 млн рублей компании «Гема-Инвест», которая не смогла расплатиться за строительство здания АвтоТехЦентра. Опять же, работа была выполнена и принята, но оплатить ее структуры Геллера отказались.
Кроме того, «Авто Селл» задолжал 1,8 млн рублей за услуги связи. Видимо, вести дела подобным образом для «Гемы» стало привычным явлением.
Компания тонет: последняя надежда
В 2015-м Геллер решил заняться строительным бизнесом. Стало известно, что московская мэрия намерена вложить 20 млрд рублей и еще 105 млрд были запланированы на следующие 3 года. Как не поучаствовать в разделе этого «пирога»?
Конечно, после скандалов с метрополитеном прямой доступ к госконтрактам Геллеру был закрыт. Однако старые связи остались. Как удалось раскопать журналистам, «крышей» Александра Геллера в органах власти был Владимир Черников. В свое время он занимал пост начальника управления делами Государственной думы.
По данным СМИ, именно он помог тогда Александру Ароновичу Геллеру с подрядом на поставку автомобилей чиновникам. Судя по всему, он же посодействовал и в истории с метрополитеном.
Программа «Моя улица» предусматривала комплексный ремонт тротуаров на 50 улицах столицы. И снова, как и в истории с метрополитеном, тендер на поставку 80 % тротуарной плитки выиграла никому не известная фирма «Бекам». Сумма контракта составила 537 млн рублей, а вот выручка компании за 2014 год – 1,08 млрд рублей.
Примечательно, что директором компании значится иностранный бизнесмен Алекс Геллер, а единственным владельцем Галина Ковалева — обычная москвичка.
И это еще не самое удивительное
В число интересов бизнесмена попала наружная реклама. В Москве компания Александра Геллера ООО ТРК выиграла конкурс на 1 400 рекламных мест. Конкурс проходил в 2013 году. Общая сумма контракта составила 22,5 млрд рублей.
В декабре 2016-го Геллер опять нарушил свои обязательства. Контракты с ООО ТРК были расторгнуты. В феврале 2017-го компания все-таки заплатила часть долга. 5 из 8 контрактов были восстановлены – в распоряжении ТРК осталась 1 000 рекламных мест.
Однако в начале 2018-го ТРК снова задержала очередной платеж. Тем не менее компания продолжает принимать рекламные заявки на этот год.
Очередной скандал с рекламным подрядчиком московского метро
После скандала с «Авто Селл», который был признан банкротом, прошло не так много времени. И вот в 2016-м как гром среди ясного неба – тендер на размещение рекламы в московском метрополитене выигрывает компания «Трейд-компани», принадлежащая «Геме» Александра Геллера.
РБК сообщает, что гарантом выступил банк «ФК Открытие» Однако в 2017 году он гарантию не продлил, т. к. сам проходил процедуру санации. 27 декабря полицейские задержали генерального директора «Трейд-компани» Риму Согомонян (на фото ниже). Ее подозревают в предоставлении поддельной банковской гарантии Сбербанка.
По последним данным сам Александ Геллер в настоящее время живет на Остоженке. Однако ходят упорные слухи, что в скором времени он собирается покинуть Россию вместе со своими миллиардами.
Подведем итоги
В настоящее время у структур Александра Геллера большие проблемы. Что будет с предприятиями — неизвестно. На что надеется олигарх? Сможет ли очередной государственный контракт вытащить его из финансовой ямы? Пока правоохранители задерживают лишь менеджеров. К самому предпринимателю претензий нет. Тогда почему он до сих пор не покинул страну?
На эти вопросы сможет ответить только время. Компания ТРК по-прежнему занимает 5-е место в рейтинге самых крупных поставщиков наружной рекламы Москвы. Однако она постоянно испытывает финансовые трудности. Против руководства «Трейд-компани» возбуждено уголовное дело. Скорее всего, саму компанию тоже ожидает ликвидация.
Эксперты утверждают, что банкротство структур Александра Геллера неминуемо и это только вопрос времени.