Философия любви Сократа, вдохновленная жрицей Диотимой

Философский трактат Платона «Пир», датированный примерно 385 — 370 гг до н. э., повествует о дружеском соревновании в риторике, устроенном группой достойных людей, которые собрались на пиршество. В ходе дискуссии Сократ упоминает, что в молодости женщина по имени Диотима научила его «философии любви».

Идея платонической любви

Несмотря на скудность информации о ней, Диотима сыграла важную роль в «Пире», даже не присутствуя на банкете. Она объяснила Сократу концепцию любви как средства созерцания божественного, утверждая, что цель любви – это бессмертие. Пути к нему два: рождение детей или создание прекрасных творений. Идея платонической любви, чувства, которое не основано на физическом удовольствии, знакомо людям уже тысячи лет и рождается в этом разговоре.

Философия любви Сократа, вдохновленная жрицей Диотимой

Хотя идею назвали по имени Платона, а не Диотимы, ее существование в древнем мире не ставится под сомнение. Бронзовый рельеф 1-го века, найденный в Помпеях, изображает Диотиму и Сократа, между которыми находится фигура Эроса. Рельеф показывает ее оживленный разговор с Сократом. Письменные источники 2 — 5 вв. тоже упоминают Диотиму как реального человека. Спустя столетия вопрос ее существования неоднократно обсуждался.

Католическая церковь

Предположение о том, что Диотима была вымышленным персонажем, было впервые сделано в 1485 году Фичино Марсилио – итальянским схоластом и католическим священником. Он был одной из наиболее влиятельных фигур среди философов-гуманистов раннего Возрождения в Италии. Фичино прокомментировал абсурдность допущения, что женщина может быть философом. Это эффективно лишило Диотиму и ее вклад значимости, низведя ее до вымышленного персонажа. Таковым она и считалась на протяжении последующих 500 лет.

Значение

Философия любви Сократа, вдохновленная жрицей Диотимой

Это, разумеется, не первый случай, когда церковь лишает женщину статуса, который мог бы поставить ее на одну ступеньку с мужчинами. Ум, образованность и одаренность дам никогда не поощрялись ввиду расхождения образа женщины-ученого с наложенными на нее обществом обязанностями образцовой жены и матери.

Достаточно только вспомнить философа Гипатию Александрийскую, которую церковь объявила ведьмой и предала смерти. А во времена инквизиции ум женщины и вовсе стал основательным поводом для того, чтобы осудить и наказать ее.

Вышеизложенные сведения о Диотиме хороши тем, что в средневековом мраке наметилось еще одно светлое пятно, позволяющее нам увидеть вещи такими, какие они есть или были в действительности.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.