Приближается горячая пора экзаменов в школах и других учебных заведениях. Каждый готовится к этому этапу по своему, но не все стратегии приносят успех. Психологи раскрывают хитрости, помогающие лучше и эффективнее подготовиться к сдаче экзаменов и при этом не навредить своему здоровью.
Докопаться до сути
При чтении без понимания сути весь материал «выветрится» из головы уже через день-два. Поэтому психологи советуют осмысленное чтение. Нужно стараться осваивать текст небольшими отрывками. Между ними делать перерыв, вспоминая главную мысль прочитанного. Так после осваивания всего материала мозг запомнит главное, и на экзамене ученик выдаст основную суть сдаваемого предмета.
Интервальное повторение
Суть этого метода в повторении любого изученного материала через 20 минут. Через 6 часов важно вернуться к прочтению. Таким образом можно запомнить любой объем информации. Но важно и на следующий день повторить материал.
Метод «эффект края»
Методика под названием «эффект края» основывается на принципах работы памяти. Так, известно, что человек всегда лучше запоминает ту информацию, которую он услышал или прочитал вначале либо в самом конце. Поэтому этот эффект стоит использовать во благо учащегося. При подготовке к экзаменам необходимо выделить наиболее значимые участки текста и учить именно их, постепенно дополняя материал. Таким образом, на экзамене в мозге обязательно всплывет важная информация, которой хватит для положительной оценки.
Запоминание массированное
Текст в книгах порой занудный и слишком сложный для восприятия. Поэтому важно своими словами пересказать материал и написать по нему краткие тезисы. Все важное и значимое стоит выделить маркером. Затем начать учить самую важную информацию, постепенно спускаясь к менее важным мыслям.
А может, порисовать?
Память — это сложно устроенный механизм, но все простое остается в голове надолго. Иногда вместо большого текста достаточно сделать таблицу, нарисовать что-то или начертить схему. В результате включаются механизмы ассоциативной памяти, когда слово заменяется образом. Результат на экзамене удивит. В мозге всплывают образы, и весь рассказ можно основывать на них.
Есть люди, у которых сильно развита зрительная память. Таким ученикам стоит даже обклеивать рабочее место записками с важными пометками, рисунками и таблицами. Вольно и невольно глаз будет постоянно цепляться за эти образы, откладывая информацию в памяти.
Если же преобладает слуховая память, то весь текст можно записать на любой аудионоситель и прослушивать почаще в любое время.
Ничего не помогает
Иногда требуемый для экзамена материал очень сложный и ни один прием заучивания не помогает. Информация буквально не укладывается в голове. Психологи в этом случае советуют разбивать материал на части. Далее выписать те моменты, которые труднее всего запоминаются, и своим языком пересказать. Важно потренироваться и рассказать тему родственникам или же записать на диктофон. Главное — понимание информации. Если есть понимание, то и запомнить ее легче.
Стать учителем
Конечно, громко сказано, но, помогая своему однокласснику или сокурснику, можно незаметно выучить все необходимое. Можно помогать отстающим ученикам и вместе сдать экзамен на желаемую отметку.
Использование внутренних резервов
Важно не забывать о возможностях организма и во время учебы не отвлекаться. Психологи утверждают, что мозг наиболее продуктивно работает по утрам. Ближе к ночи его деятельность также активизируется.
При плохом самочувствии лучше к экзаменам не готовиться. Толку от такой учебы будет мало. Лучше отдохнуть или даже поспать. Эффективность запоминания можно таким образом повысить в два, а то и три раза.
Важно выбрать для себя оптимальный метод заучивания. Кому-то полезно ходить во время зубрежки. Такие действия способствуют обогащению кислородом мозга, что важно для запоминания. Кому-то важно проговаривать все вслух, а третьи любят при запоминании лежать.
Все приемы хороши. Главное — не откладывать на завтра все сегодняшние дела.
Перерывы не менее важны
Не стоит зубрить все дни и ночи напролет. Мозгу нужен отдых для лучшей концентрации внимания. При исчерпании внутренних ресурсов производительность снижается. Раздражительность — повод сделать перерыв.
Не нужно пытаться превозмогать усталость. Результат учебы от этого только пострадает. Лучше дать себе отдохнуть. Можно пойти погулять, пообщаться с друзьями или заняться спортом. Физические упражнения отлично способствуют отдыху от умственных перегрузок. Приток крови к мозгу повышается, и наконец можно будет запомнить все формулы, правила и таблицы.
Всем спать
Всем известны байки про неспящих по ночам студентов. Конечно, можно одну ночь перед важным экзаменом и не поспать. Но постоянно работать в таком ритме не получится. Организм просто не выдержит и подведет в самый важный момент. Сон не только позволяет восстановиться, но и способствует закреплению полученной днем информации.