Команда психологов и нейробиологов СПбГУ поставила точку в многолетнем исследовании, цель которого заключалась в определении наиболее эффективного метода запоминания слов. Специалисты отметили, что на сегодняшний день два способа считаются самыми эффективными – эксплицитный и имплицитный. Речь идет о традиционном школьном методе научения с применением прямых инструкций и запоминании, основанном на контекстной информации. Однако оба эти подхода могут быть улучшены.
Аудиовизуальное восприятие
В своем исследовании команда СПбГУ применила часто употребляемые существительные слова, причем состоящие из трех букв. Далее каждое слово было модифицировано перегруппировкой букв, что позволило создать новые псевдослова. Также были подобраны и визуальные материалы к неизвестным для участников эксперимента объектам, которым соответствовали псевдослова. В процессе аудиовизуального восприятия новых слов и соответствующих им изображений испытуемые запоминали звучание, внешний образ и смысл представляемой информации.
Оценка активности мозга
В рамках исследования был проведен и анализ мозговой активности в процессе обучения. Для этого применялись данные электроэнцефалограммы, которая регистрировала вызванные потенциалы. Это в некотором роде вспышки скоординированной активности множества нейронов в коре мозга. Такие всплески являются ответом на восприятие незнакомых и знакомых слов при изучении.
После обучающей сессии участники эксперимента также выполняли специальные задания для оценки качества закрепления новой информации. В частности, предлагалось свободно воспроизводить новые слова по памяти, узнавать их на слух и рассказывать об их смысле.
Эффективность метода
Уже после десяти проб независимо от примененного основного способа обучения испытуемые запоминали новые слова. Но были обнаружены и различия в действии эксплицитного и имплицитного способов научения. В первом случае активировалась система, связанная с контролем внимания и исполнительными функциями в двух полушариях. В ходе имплицитного научения активность преимущественно сдвигалась в зоны левого полушария, связанные с работой языка.
Предполагается, что данные исследователей СПбГУ могут применяться в образовательных программах и в медицине. Например, методика может способствовать восстановлению людей с повреждением мозга, возвращению речи после инсульта и т. д.