Эффект большой рыбы в маленьком пруду: обучение в престижных школах может негативно влиять на развитие ребенка

Как часто родители не задумываются о том, счастлив ли их ребенок. Легко ли ему учиться в школе, есть ли у него проблемы со сверстниками? Как он воспринимает свои успехи? Для многих мам и пап главное — престижность учебного заведения. Это не совсем правильно. Разберемся в этом вопросе подробнее.

Эффект большой рыбы в маленьком пруду: обучение в престижных школах может негативно влиять на развитие ребенка

Эффект маленькой рыбы

Явление, чрезвычайно важное для самовосприятия человека, называется «эффектом маленькой рыбы в большом пруду». Рыба воспринимает себя как большую, когда она плавает в сравнительно малом водоеме. Это означает, что, если вы окажетесь в относительно неэффективной среде, ваше восприятие собственных способностей будет позитивным. Ваша «самооценка» усиливается, потому что вы большая рыба среди множества мелких в пруду. Однако если вы смените свое окружение, пострадает самовосприятие ваших собственных способностей — несмотря на тот же уровень производительности. Рыба, которая раньше была большой, теперь маленькая.

Результаты исследований

Эмпирические доказательства этого эффекта были получены в 1980 году. В недавнем исследовании профессор Томас Гетц выяснял, повлияло ли это явление на эмоции, которые проявляли в школе ученики. Результат ясен: студенты действительно чувствовали себя лучше в условиях, когда общий уровень был ниже по сравнению с их собственной успеваемостью, чем в тех, где он был выше. Результаты этих исследований были опубликованы в текущем номере журнала «Личность и социальная психология» Американской психологической ассоциации.

Эффект большой рыбы в маленьком пруду: обучение в престижных школах может негативно влиять на развитие ребенка

В исследовании участвовали учащиеся школ с пятого по десятый класс один или два раза в год. Данные PISA также были проанализированы. Всего в исследовании приняли участие 7 722 немецких школьника. Анкета использовалась для анализа положительных и отрицательных эмоций, например, счастья, гордости, беспокойства, гнева или стыда. Студенты также должны были пройти тест на какое-либо достижение. Во всех трех исследованиях были выявлены корреляции этих эмоций с индивидуальными достижениями учащихся и успеваемостью в соответствующих классах. «Мы можем видеть, как эмоции развиваются в течение многих лет с учетом индивидуальной успеваемости учащегося и класса в целом», — говорит Томас Гетц.

Все три исследования дали надежные результаты: влияние на самооценку и, следовательно, на эмоции является положительным, если человек достигает высоких результатов, но влияние на самооценку и эмоции отрицательное, если ученик находится в классе среди лучших учеников.

Эффект большой рыбы в маленьком пруду: обучение в престижных школах может негативно влиять на развитие ребенка

Соответственно, это хорошо для самооценки человека и, следовательно, также для его эмоционального спокойствия, когда окружающая среда менее высока и требовательна. Томас Гетц говорит: «Чего мы, естественно, не хотим в наших школах, так это того, что высокий уровень достижений сказывается на самочувствии».

Занятия для одаренных детей

Томас Гетц испытал это явление на себе в прошлом. До психологии он изучал церковную музыку: «Раньше я считал, что могу неплохо играть на пианино и органе. В консерватории, где меня окружали сплошь талантливые люди, я вдруг понял: на самом деле я не так хорош, как думал». Подобные явления можно увидеть на занятиях для одаренных детей. Отличники учебы воспринимали свою работу не так хорошо, как раньше, и это сопровождалось снижением положительных эмоций.

Эффект большой рыбы в маленьком пруду: обучение в престижных школах может негативно влиять на развитие ребенка

Взаимный эффект

Существует также взаимный эффект: достижение влияет на эмоции, и наоборот. Если положительные эмоции уменьшаются, достижения также уменьшаются. Томас Гетц подчеркивает, насколько важно учитывать это явление, особенно в школе. «Понятно, что родители хотят видеть своих детей в высокопроизводительной среде, в престижной школе. Однако также важно, чтобы они и преподавательский состав осознавали тот факт, что это может вызвать большой стресс у ребенка, особенно в первые дни учебы». В конечном счете, речь идет не только о достижениях и развитии, но и о психологическом здоровье.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.