С древних времен у казахов существовала традиция, которая предписывала знание имен своих предков вплоть до седьмого колена. Для этого составлялась родословная, называемая «шежире». Это слово происходит от «шаджарат», что по-арабски означает «генеалогия». Эта давняя традиция поддерживается по настоящее время.
Забота о здоровье нации
Память о предках является отдаваемой им данью уважения и поводом гордиться достижениями своих родственников, живших в прежние времена. Но кроме того, это забота о сохранении народа. У казахов родственники до седьмого колена рассматривались в качестве близких. Существовала коллективная ответственность друг относительно друга. Так, если девушка из родственной семьи была бедна, бай обеспечивал ее приданым, как и неимущего парня, решившего жениться, калымом.
Даже один человек мог свой род прославить, а мог и опозорить его. Пожертвовать жизнью за сородичей, не раздумывая, было обычным делом. Каждый род имел генеалогическое древо, собственный боевой клич и печать в качестве родового фамильного знака. Обычай, предписывающий знание предков, имел своей целью и заботу о здоровье нации. В связи с этим молодым парням-казахам запрещалась женитьба на девушках, принадлежащих к тому же роду.
Родители предусмотрительно заботились о том, чтобы сватать сыновей лишь за тех невест, с которыми до седьмого колена не имелось родственников. Это было препятствием для кровосмешения, за которым могли последовать тяжелые генетические заболевания потомства.
Строгий закон Есима
Точное время возникновения обычая по составлению шежире у казахов исследователями не установлено. Но известно, что Есим-хан, один из правителей, на рубеже XVI-XVII вв. издал указ, в котором говорилось, что за вступление в брак с родственниками грозит смертная казнь. Тем самым Есимом была внесена весомая лепта в сохранение здоровья нации.
Этот запрет был записан в кодексы, один из них — «Есима исконный путь», а другой — «Законы хана Тауке». Его игнорировали только представители торе — младшей линии чингизидов. Они, по всей вероятности, не хотели смешиваться с простолюдинами и устраивали браки своих дочерей с близкими родственниками. По мнению генетиков, в подобных случаях благоразумным будет держать дистанцию.
Древняя легенда
Запрет хана Есима действовал со всей суровостью, о чем рассказывает, например поэма под названием «Калкаман и Мамыр», которую написал Шакарим Кудайбердиев. В ее основе лежит легенда, повествующая о любви батыра, которого звали Калкаман, и его избранницы по имени Мамыр.
Молодые люди страстно полюбили друг друга, но обычай запрещал им быть вместе, так как оба они принадлежали к роду тобыкты. Калкаман и Мамыр были троюродными братом и сестрой. Влюбленные решили бежать, однако брат девушки, узнав об этом, убивает ее, выстрелив из лука. А судьба Калкамана отдана в руки совета аксакалов.
Старейшины решили устроить испытание батыру. Брат Мамыр должен был стрелять из лука, когда Калкаман будет скакать перед ним на лошади. В результате ни одна из стрел не нанесла вреда молодому человеку, и его отправили в изгнание.
«Законы хана Тауке» утратили силу, когда Казахстан присоединился к Российской империи, и в вопросе бракосочетания близких родственников со стороны официальной власти восторжествовала лояльность.
Ислам, который сегодня у казахов является преобладающей религией, также проявляет терпимость в этом вопросе. Близким родственникам, например, двоюродным брату и сестре, жениться не возбраняется, но в то же время и не рекомендуется. Современные законы Казахстана содержат запрет на брак между родными братом и сестрой.
Знания о предках остаются актуальными
Тем не менее, хотя в любви между родственниками нет смертельной опасности, в Казахстане родители продолжают прививать своим отпрыскам знания о предках. Недаром по сей день остаются актуальными следующие пословицы:
Дерево без корней – это безжизненное бревно.
Кто не знает своих предков, тот является неучем.
Кто знает имена своих предков, тот уважает свой народ.
Когда сегодня в Казахстане знакомятся, нередко задается вопрос: «Из какого ты рода?». И если вдруг оказывается, что девушка близкая родственница, то парень уже не рассматривает ее как будущую спутницу жизни. В социальных сетях часто устраивают перекличку, своеобразную неофициальную перепись местного населения.